Творчество современных поэтов. Творчество поэта Николая Рубцова



1. Критика о творчестве Николая Рубцова.
2. Размышления поэта о месте человека в мире.
3. Значение творчества Николая Рубцова.

Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории.

Некоторые критики причисляла Николая Рубцова к “деревенским поэтам”. Однако другие спорили с ними, считая, что творчество Рубцова

гораздо глубже собственно “деревенской” тематики. Безусловно, в зрелом возрасте поэт все чаще и чаще обращался к сельской природе, к деревне.

Но при этом сам Рубцов возражал против обозначения себя как “деревенского поэта”. К тому же молодые годы поэта не были связаны с деревней, он провел их в городах, был связан с морскими портами. Родиной Рубцова была деревня, но он покинул ее в возрасте 14 лет, а возвратился только в тридцать. Стихи вошли в жизнь Николая Рубцова очень рано.

Как он признавался сам, писать начал еще в детстве. Первые серьезные стихи были созданы поэтом примерно в 18-19 летнем возрасте.

Примечательно, что в первую очередь Николай Рубцов обратился к “морской теме”.

Но через некоторое время вместо “моряцких” стихов появились “городские”. “Моряцкая” тема доминировала в творчестве Рубцова в 1957-59 годах, а в период с 1959 по 1962 годов преобладали “городские” стихи. “Деревенская” тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.

В начале 60-х годов Рубцов с юмором говорил:
… Я выстрадал, как заразу,
Любовь к большим городам!…
Такая поэтическая характеристика относится к “городской” теме. Образ Города как макрокосма часто встречалась в творчестве разных поэтов. Николай Рубцов предлагает свое видение города.

В 1962 году он написал очень интересные стихи “В гостях”. Это произведение относится к циклу “городских” стихов. Образ большого города, Петербурга раскрывается весьма своеобразно. В восприятии Рубцова Петербург – это город Достоевского; и образ великого русского писателя всегда будет связан со всем, что есть в Петербурге.

Впрочем, в момент написания стихотворения город носил название Ленинград.
Трущобный двор. Фигура на углу.
Мерещится, что это Достоевский.
И желтый свет в окне без занавески
Горит, но не рассеивает мглу.
Гранитным громом грянуло с небес!
В безлюдный двор ворвался ветер резкий,
И видел я, как вздрогнул Достоевский,
Как тяжело ссутулился, исчез…
Не может быть, чтоб это был не он!
Как без него представить эти тени,
И желтый свет, и грязные ступени,
И гром, и стены с четырех сторон!…
“Деревенская” тематика, безусловно, стала для Рубцова очень значимой. По словам В. Кожинова, именно деревня стала своеобразной “точкой отсчета” для Рубцова. В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, “Мать России целой – деревушка”; “И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле…”
Однако Рубцов не только и не столько воспевает красоту родной природы. Его стихи намного сложнее. Критики это подмечали. Например, А. Ланщиков отмечал: “Пейзаж как таковой почти отсутствует в его стихах…

У Николая Рубцова… то единство с природой, когда природа дает самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений”.
Действительно, у Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. И эта связь поэту кажется чем-то естественным, что само собой разумеется.

Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям; природа полностью “понимает” и “принимает” его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром.

Например, он сам себя видит как живое “выраженье осени”. Время года, печальное и элегическое, не может оставить его равнодушным.
… Я с поникшей головою,
Как выраженье осени живое,
Проникнутый тоской ее и дружбой
По косогорам родины брожу…
Природа может представать как носитель исторического смысла. Бытие народа, его прошлое и настоящее, а также осознание себя, своего истинного назначения – все это связь природы и человека. У Рубцова есть удивительное стихотворение “О Московском Кремле”:
В твоей судьбе – о русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
В стихах “Привет, Россия…” мы снова сталкиваемся с упоминанием о “старине”. Она предстает в неразрывной связи с небесным и земным простором.
… Весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!
Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире; о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество современных поэтов. Творчество поэта Николая Рубцова