Проблема нравственного выбора в одном из произведений современных писателей о войне
Проблема нравственного выбора в одном из произведений современных писателей о войне
Можно ль подвиг найти
безмернее?
Эти люди без громких фраз
Шли на смерть – не ради
бессмертия:
Ради жизни. А жизнь –
за нас.
И. Фоняков.
Все дальше уходят в историю годы великих испытаний, но никто никогда не вправе забыть подвиг советского народа. Великая Отечественная война – это время героев и подвигов, это время потерь и обретений, это время нравственной проверки человека, личности. Поэтому проблема выбора (а возможность
Что же такое нравственность, и какие проблемы определяются как нравственные?
Словарь Ожегова дает нам такое толкование: “Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”. Какие же правила определяли выбор человека на войне? Какие духовные и душевные качества необходимы человеку, верящему в победу и своими действиями приближающему
Война сразу же наполнила конкретным жизненным содержанием казавшиеся отвлеченными понятия долга, мужества, геройства, человеческого достоинства. Судьба человека стала судьбой Родины. Что же такое война?
Это всегда выбор: они или мы, сделать шаг вперед или спрятаться за чужую спину, победить и погибнуть или струсить и отступить.
Война это всегда выбор. И выбор самый тяжелый – нравственный. Так, в романе Ю. Бондарева “Горячий снег” все герои стоят перед выбором.
Вот командарм Бессонов. Он должен отдать беспощадный приказ: стоять насмерть, чтобы не смогли прорваться из-под Сталинграда окруженные части Паулюса. У него нет вариантов – герой отправит на гибель людей.
И Бессонов выбирает единственное возможное решение. Даже он, мозг армии, военачальник, который еще в сорок первом выжег в себе всякую жалость, поражается подвигу оставшихся в живых в тылу у прорвавшегося противника. И читатель понимает правильность выбора Бессонова, хотя в результате его погибают практически все.
Перед нами два молодых офицера, учившихся вместе в военном училище – Дроздовский и Кузнецов. Для Дроздовского война – это или путь к подвигу, или героическая смерть. Его стремление “не прощать” не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и вынужденной беспощадностью Бессонова.
Дроздовский заставляет измученных и уставших людей “подтянуться”, отвергая “лирику”. “Злая правда” не убеждает, но требует безусловного подчинения. И особенно страшно такое подчинение, когда Дроздовский отправляет на верную гибель солдатика, чтобы подбить немецкий танк. Приказ бессмыслен: ползти по белому снегу в шинели – смерть. И это понимают все, и эта смерть не может быть оправдана.
Проверки выбором в нравственном плане Дроздовский не выдерживает. Хотя он будет вместе со всеми мужественно сражаться до конца.
Проблема выбора стоит и перед героями повести И. Стаднюка “Человек не сдается”. Пылающие города, пикирующие фашистские самолеты, диверсии эсэсовцев, переодетых в красноармейцев, потрясающие своей трагичностью сцены эвакуации детишек, пришитых друг к дружке, чтобы не потерялись… Все это могло сломить человека.
И не все выстояли – это тоже правда. Сам себя разжаловал капитан Емельянов, дезертировал пулеметчик Ящук. Но сделавших такой выбор были единицы. Перед нравственным выбором оказывается даже бабка Меланья, которой фашисты хотели вручить “хлеб-соль”.
Или выбор солдата-красноармейца, который выдал себя, спасая заложников от расстрела. Это высочайший нравственный выбор, превратившийся в Подвиг.
Как заклинание воспринимается даже само название повести В. Распутина “Живи и помни”. Перед героями тоже стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт.
И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена, перед которой проблема выбора стоит настолько остро и больно, что она не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее.
Не выдерживает именно потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое “живи и помни”. Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.
Выберите правильно.
… Давно закончилась война. И теперь перед нами тоже стоит проблема выбора: помнить ли и чтить тех, кто в трудное время сделал выбор во имя нас, помнить и беречь то, что они сохранили ценой своей жизни.
Потому что “это нужно не мертвым, это нужно живым”.