О почве и судьбе
Значительная часть писателей, о которых мы будем говорить сегодня на страницах газеты, связана с русской эмиграцией: Набоков, Замятин, Куприн.
Эмиграция – гордость и боль нашей культуры. Насильственная пересадка растения в чужую почву не может не сказаться на состоянии листьев, окраске цветов и размерах плодов. Но часто именно благодаря такой пересадке растение удается спасти от гибели. Эмиграция спасла от полного исчезновения очень важный слой русской культуры.
Периодическое – сначала дозированное, а потом, в годы перестройки,
Нельзя сказать, что произведения, о которых пойдет речь в номере, как-то специфически связаны с эмиграцией. “Гранатовый браслет” создан до революции, когда Куприну, скорее всего, и в голову не могло прийти, что он станет эмигрантом. В России же, в начале двадцатых, написан Роман “Мы” – и хотя он оказался грозным и очень ранним пророчеством о будущем тоталитарном обществе, его автор покинул родину лишь через десятилетие. Набоков
Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце – по-русски, и мое ухо – по-французски”. Добавим к этой и без того красноречивой самохарактеристике и еще одну страну, может быть, самую важную для писателя – США. Получается, что в определенном смысле все произведения Набокова – эмигрантские, а тематически с эмиграцией связана больше, скажем, “Машенька”, чем “Приглашение на казнь”.
Собрав этих авторов под одной обложкой, мы скорее хотели показать переклички и взаимосвязи, которые соединяют их творчество и между собой, и с той почвой, на которой они выросли. Не случайны в этом контексте и Пушкин, и Гоголь, и Тургенев – и даже Улицкая, Хемингуэй и… Бетховен.
Все они оказываются в едином пространстве текста литературы (и шире – культуры), где одну ниточку потянешь, отзовутся десятки других.
“Сквозные мотивы – моя слабость”, – написала нам в письме одна читательница. Другая предложила создать “мотивный курс литературы”. Что ж, это предложение нам нравится.
Может быть, некоторые идеи этого номера лягут в основу такого курса.
- “В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России”. М. Горький (по рассказу Н. С. Лескова “Человек на часах”) Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло, что описывает этот рассказ? Ночью часовой Постников стоял на своем […]...
- Пророческий тон Мережковского о судьбе Лермонтова Попытки вырваться за пределы этой дилеммы время от времени предпринимались. Одной из них была намеченная Ап. Григорьевым и развитая Ключевским мысль о приближении Лермонтова к “почвенным” основам народной культуры: тем самым лермонтовская поэзия (а вместе с ней и проблема ее критической оценки) возносилась на уровень вечных ценностей, чем, казалось бы, должен был быть снят вопрос […]...
- Проблема противостояния судьбе Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 16 Проблема противостояния судьбе Рок, судьба, фатум… Мы часто слышим эти слова. Многие обреченно говорят, что от судьбы не убежишь. А вот автор текста, Василий Михайлович Песков, доказывает обратное. Как противостоять превратностям судьбы? Над этой проблемой размышляет В. Песков, известный журналист, писатель, путешественник. Он раскрывает проблему на […]...
- Раздумья о том, какую роль сыграли кобзари в судьбе страны Кобзари, лирники, бандуристы в своих думах и песнях воссоздали историю украинского народа, героические и трагические ее страницы, эмоционально приподнято воспели жизнь людей. Одни из них странствовали селами, другие приставали к казакам и сопровождали их в походах. Кобзари всегда были там, где решалась судьба страны и простых людей. Они были не только свидетелями, а и участниками […]...
- Размышление о неповторимой личной судьбе человека Для современной урбанизированной молодежи образ “жизненной тропы” иногда может показаться устаревшим поэтическим символом. И все же она, наверное, существует, если бы мы на протяжении жизнь не пользовались услугами автомобилей, компьютеров, интернетовских сетей, удобными знакомствами и связями. И все же эту единственную, неповторимую жизненную тропу должны протаптывать своими силами, так как это – наш путь от […]...
- ПАПА – важное слово в нашей судьбе! Сегодня предлагаю поразмышлять о роли отца в воспитании дочери. Мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир. Другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец – за эмоциональную независимость ребенка. Задача отцов ни чуть не проще задачи матерей, а наверно даже сложнее и ответственнее. Дети эмоционально привязываются к отцам так […]...
- Размышления о судьбе украинского народа Кто был в космосе, говорит, что наша планета очень маленькая и красивая. Пожалуй, да, но сколько на ней проблем! Научно-технический прогресс – великое чудо, казалось бы, и великое благо. Но не всегда, так и эта медаль имеет, как всегда две стороны. Человечество, строя, создавая, параллельно и разрушает, уничтожает. Достигнув невероятных высот в технике, человечество постепенно […]...
- Украина в судьбе Адама Мицкевича Около двух веков назад июльским утром возле Графской пристани в Севастополе со шлюпки высадилась небольшая группа людей, среди которых был двадцатишестилетний, статный, с буйной кудрявой шевелюрой, не очень великосветского вида юноша. Его имя уже было известно польскому читателю как имя талантливого поэта, первая книга которого издана в далеко е. Вильне. Не по своей воле этот […]...
- Муза в творческой судьбе Оноре де Бальзака Бальзак – гений, Бальзак – титан, Прометей литературы. Личность великого французского писателя постоянно волнует воображение потомков. Каким же был в действительности создатель “Человеческой комедии”? Что служило ему импульсом для творчества? Как сумел Бальзак под непрестанным градом житейских невзгод, под бременем постоянно растущих денежных долгов, личных неурядиц, в атмосфере обидного непонимания со стороны значительной части критики […]...
- “Очарованный странник” повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости он убивает монаха. Потом ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают к помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, […]...
- Кавказ в судьбе Лермонтова За написание “непозволительных стихов” Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами. На Кавказе Лермонтов “находился… в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом… изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы… ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…”. Разнообразные впечатления имели большое […]...
- Земля в судьбе человека. Сочинение по повести О. Кобылянской “Земля” Мерилом духовных ценностей о народа всегда была, есть и будет земля. Все мысли и ожидания, мечты и жизненные стремления связаны лишь с ней. Земля была двигателем истории украинской. Ведь наш народ – один из немногих, кто сумел отстоять свою землю, удержать ее на протяжении более десяти тысяч лет. Почему никакие завоеватели не смогли подчинить, поставить […]...
- Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) (2) Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…”. В […]...
- Балякина М. П. Друг другу чужды по судьбе, они родня по вдохновенью…” Проспер Мериме и Александр Сергеевич Пушкин Читатели поверили этому вымыслу. Пьесы были интересны, темпераментны, понравились читателям. Этим и объяснялась их доверчивость. Пример литературной мистификации из творческой биографии Пушкина вы без труда можете сами назвать. Какое произведение, а точнее – цикл произведений, Пушкин напечатал под чужой фамилией? – “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. И вот через два года после “Театра Клары Газуль” […]...
- Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа Школьное сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России […]...
- “Друг другу чужды по судьбе, они родня по вдохновенью…” Проспер Мериме и Александр Сергеевич Пушкин Вступительное слово учителя. В XIX веке Проспер Мериме переводил пушкинскую прозу на французский язык. И для широкого французского читателя знакомство с творчеством великого русского писателя и сегодня зачастую происходит благодаря Мериме, так как его переводы по сей день остаются лучшими. Но этим только не ограничивается связь великих писателей Франции […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Есть ли в человеке силы, чтоб противостоять судьбе? Человеку часто свойственно озадачиваться вопросом, связанным с определением смысла слова судьба. Что оно значит? Жизнь, которую ты проживаешь, либо предстоящие события, либо дела которые, должны быть совершены в будущем либо же твои мечты? Откуда берется судьба? Быть может, ее построение зависит от тебя, или может, она предопределена для тебя кем-то свыше? А если все-таки она […]...
- Революция в судьбе творчестве жизнь заграницей (Бунин И. А.) Бунин покинул свою страну 26 января 1920 года в состоянии глубочайшей депрессии. Началась она много раньше, еще с той поры, когда Бунин был потрясен разразившейся мировой мой пой. От имени деятелей русской культуры он написал тогда страстное антимилитаристское воззвание, в котором говорилось: “Как некогда, снова гибнут в пожарищах драгоценные создании искусства, храмы и книгохранилища, сметаются […]...
- Анализ стихотворения Брюсова – размышление о судьбе поэта Стихотворение В. Я. Брюсова – размышление о судьбе поэта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяжелый трудный путь поэта. Все его произведение является своеобразным наставлением, призывом тем, кто считает себя настоящим поэтом. Автор воспринимает поэзию как стихию. Лирический герой настолько предан “делу, которому служит”, что для него “добродетель – готовность взойти на костер”. Дар поэта […]...
- Размышления о роли и судьбе “служителя муз” Размышления о роли и судьбе “служителя муз” План I. Размышления о роли и судьбе “служителя муз”. II. Наслаждение поэзией и боль непонимания соотечественниками. 1. Гнев и осуждение невежественной и корыстной черни. 2. Порыв сокровенных чувств в стихотворениях поэта. 3. Миссия Поэта, очерченная творцом. III. Нетленное достояние всего человечества. Во многих произведениях Пушкина отражается его осмысление […]...
- Пушкин, Товарищам. Что привлекает автора в судьбе поэта? Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении? Внимательно перечитав строки о судьбе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерзнет офицер “красиво”. В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы. Что привлекает автора в судьбе поэта? Автора […]...
- Почему человек решается идти наперекор судьбе? Крайне сложно определить в полном объеме понятие “судьба”. Человеческая “судьба” является близким по значению словом предопределению, неизбежности, неотвратимости, зависимости от каких-либо таинственных высших сил. Термин этот наделяется разными эпитетами: судьба может быть названа злой или трагической, может расцениваться, как стечение обстоятельств, или быть милостивой – каждому свойственно вкладывать в данное понятие что-то свое. Особенно много […]...
- Ольга Ильинская и ее роль в судьбе Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) В романе И. А. Гончарова “Обломов” перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев. Таким образом, роман Гончарова “Обломов” вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты […]...
- Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) Перу классика французской литературы – Оноре де Бальзака – принадлежит огромное количество произведений. На их страницах писатель вел наблюдения за человеческой природой и отношениями, за нравами и обычаями своей эпохи. Большинство произведений автора входят в его грандиозную эпопею “Человеческая комедия”, глубоко и развернуто представляя отношение Бальзака к тому, что он видел и над чем размышлял. […]...
- “Герой нашего времени” – роман о судьбе поколения С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между собой лишь образом главного героя Григория Печорина – русского офицера, который служит на Кавказе. Эти повести писатель объединил в романе “Герой нашего времени”, который увидел свиту 1840 году. Название романа вызвало непонимание, и даже негодование […]...
- Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев (М. Пришвин. “Кладовая солнца”) (План) Ветер-сеятель принес два семечка. (У деревьев, как и у людей, есть своя история. Сотни лет тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото. И вот из этих семечек, брошенных в одну ямку, выросли сосна и ель, их корни сплелись, деревья впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. При сильном […]...
- Размышления о судьбе народа в поэзии А. Твардовского Александр Твардовский был подлинным сыном времени, прошел все лабиринты, бился о стены всех тупиков страшной и великой эпохи в жизни страны. Время великого перелома: коллективизация, индустриализация, революция, террор, массовый подъем и массовые репрессии, война, победа и новые трагедии… Все было пережито и осмыслено… Твардовский всегда был честен в поэзии и жизни. Он искренне верил в […]...
- Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) (1) А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”. Самсон Вырин – один из главных героев повести. По должности он станционный […]...
- Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко “Слепой музыкант”) … Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы… Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных… (В. Г. Короленко) “Глаза, – сказал кто-то, – зеркало души” . Быть может, вернее было […]...
- Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина “Река времен в своем стремленьи…”, “На птичку”, “Признание”) Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении “Признание” речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: “Я любил чистосердечье”… В жизни […]...
- Участие природы в судьбе героев сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… удивительно богат и широк мир, познанный Вами”, – писал М. Горький о М. М. Пришвине. В окружающем мире писатель видел особую красоту и развивал в своем творчестве […]...
- Мир идей в судьбе русской литературы золотого века Философия – наука “для немногих”. Поэтому трудно поверить, что философские идеи способны влиять не только на литературу, но и на исторические судьбы целых народов. Однако рожденные в тиши кабинетов, обсуждаемые в узком кругу, эти идеи постепенно овладевают умами и начинают руководить действиями все большего числа людей. Так от камня, брошенного в воду, идут концентрически расширяющиеся […]...
- Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия Цель: развивать связную речь учащихся, умение обобщать материал, делать ВЬІВОДЬІ из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение; воспитывать культуру связной речи, устного и письменного оформленния ответа (вступление, основная часть, ВЬІВОДЬІ). Оборудование: иллюстрации Д. Шмаринова к повести. ХОД УРОКА І. Выборочный анализ изложения “Подвиг […]...
- О судьбе российской деревни Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов. В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идет о судьбе деревни, о необходимости возрождения ее в нашей стране. Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? […]...
- Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей Противоречие между постановлением ЦК и мясозаготовительным планом столь очевидно, что районная парторганизация чувствует себя вовсе не уверенно… (Из письма М. А. Шолохова И. В. Сталину) Я не случайно вынес эпиграфом строки из письма Шолохова Сталину, написанного и отправленного в 1932 году. В письме Шолохов подвергал сомнению действие на местах Постановления ЦК “О принудительном обобщении скота”. […]...
- Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины. А Григорьев Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он не может найти ничего положительного в […]...
- Особенности жанра рассказа в “Судьбе человека” Шолохова М. А В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко “Творчество М. А. Шолохова”) принято определять жанр “Судьбы человека” (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нем обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея – монументальная […]...
- Культура и экономика в судьбе русской литературы золотого века Культура и экономика кажутся противоположными полюсами. Насколько первая “непрактична”, возвышенна, настолько последняя “приземлена” и направлена на получение выгоды. И все же они зависят друг от друга и друг на друга влияют в той мере, в какой экономическое развитие сказывается на судьбах, психологии и воззрениях людей. Еще в XVI веке в Европе начал утверждаться новый тип […]...
- О судьбе народных талантов. По повести С. Васильченко “Талант” О судьбе народных талантов писал еще Тарас Шевченко в своих русских повестях. Сквозь темноту и суеверность, классовое превосходство в царской России пробивались лишь одиночные таланты, такие как сам Шевченко, выдающийся актер Щепкин и некоторые другие. Большинство же гибли во мраке крепостничества, пореформенных кризисов, революционных ситуаций. Как писатель С. Васильченко оставался всю жизнь верен селу, сельской […]...