Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия
Цель: развивать связную речь учащихся, умение обобщать материал, делать ВЬІВОДЬІ из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение; воспитывать культуру связной речи, устного и письменного оформленния ответа (вступление, основная часть, ВЬІВОДЬІ). Оборудование: иллюстрации Д. Шмаринова к повести.
ХОД УРОКА І. Выборочный анализ изложения “Подвиг Остапа” Чтение фрагментов лучших работ; комментирование и коррекция
1. Работа с иллюстрациями повести – Отобрать из цикла иллюстраций те, что связаны с образами Остапа и Андрия. – Расположить их на доске, чтобы лучше проиллюстрировать рассказ о героях (рассмотреть и прокомментировать несколько вариантов). 2.
Беседа с учащимися – По каким критериям мы сравнивали героев повести Гоголя Остапа и Андрия? (События, поступки, оценка другими героями со сторони) – Можем ли мы сказать, что в данном случае
Составление сложного плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия (с опорой на текстовый материал, подобранный учащимися с помощью учителя). Примерный план (по ходу учащиеся соотносят пункты плана с конкретными эпизодами) І. Вступление. Роль Запорожской Сечи в становлений свободы на Украине, в формировании характеров запорожцев.
II. Главная часть. Герой повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – молодые казаки Остап И Андрий, сыновья Тараса. 1.
Учеба и воспитание в бурсе, формирование личностей: А) настойчивость Остапа, умение подчинять себя главной цели И легкое отношение к жизни Андрия; Б) прямодушне, верность принципам коллективизма Остапа и из Воротливость Андрия, умение выходить сухим из воды, пользуясь Плодами чужого труда; В) сознательное подчинение себя будущей жизни на Сечи, неотде Лимость личного от общественного у Остапа и превалирование Личных мотивов над коллективными у Андрия, романтические Наклонности его души. 2. Чувство родного дома, начало жизненного пути: А) чувство собственного достоинства у Остапа, нежелание терпеть Насмешки ни от кого и готовность Андрия пойти на компромисс Ради собственного спокойствия; Б) настоящая, непоказная любовь к родной матери и родному дому Остапа и равнодушие, забывчивость Андрия. 3. Поведение на Сечи – учение и подготовка к битвам: А) восприятие воєнного таланта братьев Тарасом Бульбой; Б) показная удаль, руководство в бою только собственным желанием Андрия и умение Остапа трезво оценивать обстановку, заботиться о товарищах, подчинять собственные интересы интересам Дела.
4. В боевом походе: А) рассудительность Остапа, уважительное отношение к нему опытных казаков и отчаянная юношеская запальчивость Андрия; Б) избрание Остапа куренным атаманом и измена Андрия товаришам.
5. Поведение перед смертью: Мужество, выдержка, душевная сила Остапа, желание подбодрить товарищей во время суровых испытаний, умение и на чужбине, среди врагов, ощущать себя частицей украинского казачества и страх перед расплатой, одиночество Андрия. III. Вывод.
Неоднозначность оценки главных героев: А) с точки зрения их отца – Тараса Бульбы; Б) отношение автора к героям; В) мое отношение к Остапу и Андрию. III. Рассказ по плану с использованием ранее подобранного материала
(Если в классе много слабых учащихся, которые затрудняются в самостоятельном отборе материала, можно разделить класе на группы и каждой дать определенное задание по работе над планом.) Работа над каждым пунктом плана в отдельности.
Обратить внимание на плавный речевой переход от одного подпункта к другому. (Целесообразно выслушать несколько вариантов ответа по каждому пункту плана.
Особенно интересно послушать несколько вариантов вывода – п. III.
В, оценивая при этом, прежде всего, знание материала и умение отстаивать собственную точку зрения.) IV. Подведение итогов урока
Учитель. Для чего автор показал героев, сравнивая, сопоставляя Их? (Благодаря этому образи вырисовываются более четко, разносторонне.
) V. Домашнее задание
Подготовиться к конкурсу на лучший план XII главы (сильным ученикам составить цитатный план); подобрать материл об Остапе; подготовить выразительное чтение речи о товариществе (гл. IX).