Неударяемые гласные в корнях слов — Правописание гласных, Орфография
Неударяемые гласные в корнях слов
§ 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар — зор-, рас(т)- рос(т)-, равн — ровн-, гар — гор-, плав — плов-:
Корень зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением — зарево, лучезарный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зорька, зоренька, зорюшка, зори, зорь, зорю (бить, играть зорю).
Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах,
Корень равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(cя), поравняться, все равно; корень ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный
Корень гар — пишется под ударением, например: загар, нагар, а также в словах изгарь, выгарки; корень гор — пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.
Корень плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.
Чередование а и о находим также в глаголах скакать — выскочить, кланяться — поклониться, касаться — коснуться, предлагать — предложить, излагать — изложить и т. д., а также макать — мочить и в образованных от них словах: скакун — выскочка, касательство — прикосновение, облагание — обложение и др.
§ 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах:
Сжигать — сжечь, выжигать — выжечь и т. п.; постилать — постелю, расстилать — расстелю и т. п.; раздирать — раздеру, удирать — удеру и т. п.; отпирать — отпереть, запирать — запереть и т. п.; стирать — стереть, растирать — растереть и т. п.; умирать — умереть, помирать — помереть, замирать — замереть и т. п.; избирать — изберу, прибирать — приберу и т. п.; вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.; сидеть — сесть; блистать — блестеть.
Правила русской орфографии и пунктуации.
- Неударяемые гласные в приставках — Правописание гласных, Орфография Неударяемые гласные в приставках § 15. В изъятие из общего правила не под ударением всегда пишется приставка раз — (рас-), а не роз — (рос-), например: раздать (при роздал), расписание, расписка (при роспись). § 16. Следует различать правописание приставок при — и пре-. Приставка при — имеет следующие основные значения: 1)близости, например: приморье, прибрежный, приуральский; […]...
- Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях — Правописание гласных, Орфография Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях & 38. Существительные с суффиксом — ищ-, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на — е, например: домище, верблюдище, удилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются […]...
- Неударяемые частицы не и ни — Правописание гласных, Орфография Неударяемые частицы не и ни Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: А) При наличии отрицательной […]...
- Общие правила правописания неударяемых гласных — Правописание гласных, Орфография Общие правила правописания неударяемых гласных Общие правила правописания неударяемых гласных & 11. В неударяемых слогах пишутся гласные, одинаковые с теми, которые произносятся в той же части слова (в том же корне, в той же приставке, в том же суффиксе или в том же окончании), когда эта часть стоит под ударением, например: В корнях: жара (жар), […]...
- Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных Безударные гласные в окончаниях прилагательных Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных ничем не отличается от правописания ударных, сравните: молодОму — старОму, молодЫми — старЫми, молодУю — старУю. Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос — Какой? Какое? Какая? Какие? или производный. […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Двойные согласные — Правописание согласных, Орфография Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Двойные согласные Двойные согласные & 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция. & 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если […]...
- Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Гласные в падежных окончаниях прилагательных Для проверки правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных существует Два основных правила: Окончание прилагательного проверяется вопросом, который ставится к слову. В зависимости от типа основы прилагательного в окончаниях могут писаться — о, — ы и — е, — и. Примеры: возле высокОго Дома, рисовать синИм Карандашом, следить за спящЕй кошкОй. […]...
- Правописание гласных и согласных в приставках В русском языке есть приставки, правописание которых не зависит от следующего после нее звука. Их написание определяется общими правилами. Всегда одинаково, вне зависимости от произношения пишутся приставки: Об — : обветрить — обсосать; От — : отрубить — отпилить ; Над — : наддеть — надписать ; Под — : подговорить — подтереть ; Пред […]...
- Общие правила — Правописание согласных, Орфография Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Общие правила Общие правила & 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово […]...
- Правописание суффиксов прилагательных Особенности правописания суффиксов прилагательных В русском языке правописание суффиксов прилагательных зависит от грамматических особенностей слова, способа его образования и значения. Условно правила правописания суффиксов имен прилагательных принято разделять на три категории: Написание в суффиксах прилагательных гласных; Написание в суффиксах прилагательных согласных; Написание в суффиксах прилагательных «-н-» и «-нн-«. Правописание гласных в суффиксах прилагательных Наиболее часто […]...
- Правописание суффиксов имен прилагательных Под ударением в прилагательных пишется суффикс — ив -, без ударения — — ев -: крикливый — соевый. ЗАПОМНИТЕ! Милостивый, юродивый. В суффиксах — чив -, — лив — всегда пишется И : заботливый, прилипчивый. Суффиксы — оват -, — ов -, — овит — пишутся после твердых согласных, — еват -, — ев -, […]...
- Конспект урока на тему «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание и, у, а после шипящих» Конспект урока на тему «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание И, у, а после шипящих» Разделительные Ь и Ъ. Цель урока: — повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; — повторить правило правописания букв и, у, а после шипящих; повторить правило о правописании ъ и ь. -развивать внимание, память, речь уч-ся. […]...
- Тест 5 класс Орфография (по учебнику Е. Быстровой) Тест 5 класс Орфография ( по учебнику Е. Быстровой) Вариант 1 В каком слове пишется буква А: А) выс..та Б) з..л..той В) гл..зной Г) д..брота В каком слове пишется буква О? А)р…скошная машина Б) м…стерил скворечник В) возвр…тился в школу Г) перехв…тил сообщение В каком слове пишется буква И? А) л…нивый коала Б) тр…щали ветки […]...
- Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» Конспект урока русского языка в 3 классе Автор: Левцова Елена Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Муравьевская средняя общеобразовательная школа «, Омская область, Называевский район, с. Муравьевка Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова «. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Педагогические задачи : […]...
- Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне 3 класс Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России» по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого по теме » ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ» Дейнеко Раиса Александровна Учитель начальных классов МБОУ Рунской основной общеобразовательной школы П. Рунский Пеновского района Тверской области E — Mail : Raissa _ Dejneko @ Mail. […]...
- Гласные звуки Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона, а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных […]...
- Слабая позиция гласных в сочетании оро — оло. Чтение слов и предложений. Чтение текста и беседа по содержанию ЦЕЛЬ: 1. познакомить учащихся с написанием слов с сочетанием — оро-, — оло-. 2. совершенствовать технику чтения, учиться владеть голосом. 3. развивать речь учащихся. 4. . развивать внимание, речь учащихся. Дети: Доброе Утро Мама и папа Доброе утро, учителя Доброе утро скажем друг другу И пожелаем удачного дня. Учитель: Вы пришли сюда учиться, Не лениться, […]...
- Как изменяется звучание слов и их чередование Любые изменения слова могут привести потери первичного корня, и разрушению первоначальных родственных связей. Также огромную роль в истории слова играет и Фонетическое или звуковое изменение слова, которое в какой-то степени приводит к разрушению родственных связей. Фонетическое изменение в словах происходит в разный период эпохи у всех языков мира. Данные изменения не случайны, существуют определенные законы, […]...
- Определение. Что такое Гласные звуки Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении […]...
- Правописание местоимений Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие: При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак: Им. п. чей портрет, чья книга Р. п. чьего портрета, чьей книги Д. п. чьему […]...
- Правописание наречий В наречиях с приставками — из, — до, — с На конце слова пишется А: издалека, справа, докрасна. В наречиях с приставками — в, — на, — за На конце слова пишется О: налево, вправо, заново. На конце наречий всегда пишется Ь, кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ. Слитно пишутся наречия, образованные путем соединения предлога с наречием […]...
- Правописание безударных окончаний прилагательных Особенности написания безударных окончаний прилагательных В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила: Проще всего написание безударного окончания можно проверить с помощью вопросительного слова Какой? и производных от него. Окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова. […]...
- Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Повторение правил правописания корней Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ 1. Корень с безударной Гласной. Безударную гласную корня надо проверить ударением. Удивительный — диво Примириться — мир 2. Корень с непроверяемой Гласной. Если корень нельзя проверить, то это слово словарное, его правописание надо запомнить. Корзина, вагон, конфета […]...
- Правописание Н и НН в прилагательных Правописание букв Н и НН в суффиксах прилагательных Написание Н и НН в прилагательных в русском языке зависит от того, от какой части речи образовано рассматриваемое слово. Чтобы понять, когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, определите — перед вами отглагольное прилагательное, причастие или прилагательное, образованное от существительного. Для каждого случая существует […]...
- Русский язык 3 класс Тема» Правописание приставок» Урок русского языка в 3 классе ТЕМА: Правописание приставок Цели: — формировать навык правописания приставок — развивать орфографическую зоркость — развивать внимание, Память, мышление на основе мыслительных процессов — развивать коммуникативные навыки, речь Учебник Э. C. Сильнова, Н. Г. Каневская, В. Ф. Олейник «Русский язык» 3 класс, часть 2 Оформление и оборудование : ноутбук и […]...
- ИСТОРИЯ РУССКИХ СЛОВ Слова простые и производные. Все слова русского языка разнообразны, и по своему строению отличаются друг от друга. Одна группа слов состоит из Корня либо из Корня и окончания, и называются такая группа Простыми словами. В структуру других слов входят Суффиксы и Приставки образованные от простых слов и называют такие слова Производными. Например: арка, дом, ком, […]...
- ТЕМА: Правописание глаголов. 4 класс (Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».) Цели: Закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов. Задачи урока: Образовательные Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов. Закрепить умение определения спряжения глаголов. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов. Закрепить знания о глаголах — […]...
- Повторение слов Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и канонично сформулировать мысль. Например: Общежитие, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни. Какой будет эта жизнь зависит от самих жителей общежития. Но может стать и стилистическим приемом, усиливающим выразительность […]...
- Тема урока. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, Антонимы Цели: развивая ассоциативное мышление, дать понятие о группах слов по лексическому значению; учить систематизировать полученные сведения; прививать интерес к межпредметным связям. Оборудование: иллюстрации к переносному значению слов, иллюстрации к теме. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Выставка рисунков, выявление прямого и переносного значения слов; оценка работ. II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос — Что такое […]...
- Что такое Орфография. Определение Орфография (греч. orthographia, от orthos «правильный» и grapho «пишу») — система правил единообразного буквенного написания слов и их форм. Орфография и пунктуация — два основных раздела правил русского письма. Внутри орфографии есть свои разделы: — правила, обеспечивающие общепринятую буквенную запись звукового состава слов и их частей — морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); — правила […]...
- Отыменные прилагательные Что такое отыменные прилагательные? Отыменные прилагательные — это прилагательные, образованные от имен существительных с помощью суффиксов — — н-, — ан — , — ин-, — онн — , — ий, — ист-, — ов, — ив, — ев-, — ск-, — лив-, — чат-. Отыменные прилагательные склоняются так же, как и другие прилагательные — […]...
- Нужны ли правила орфографии? Я считаю, что правила орфографии были и будут нужны всегда. Ведь что такое орфография? Это свод правил, обеспечивающий единое написание. Мы просто не имеем права пренебрегать этими правилами — результатом труда многих языковедов. Каждое слово, его написание укоренилось еще с давних времен. Существует множество различных правил, которые помогают нам в выборе написания слова. Очень часто, […]...
- Определение. Что такое Согласный глухой звук Согласный глухой — согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на […]...
- Словарь устаревших слов Словарь устаревших слов — справочник, который фиксирует слова и словосочетания, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в литературных произведениях и представляющие значимость для носителей языка. Толкование устаревших слов помогает сохранить непрерывность культурной традиции, поскольку дает возможность ознакомиться с явлениями русской старины, общественной и частной жизни минувших эпох. Словарь устаревших слов объясняет лексику русской классической литературы, […]...
- Определение. Что такое Орфограмма Орфограмма (от греч. orthos «правильный» и gramma «буква») — написание, регулируемое орфографическим правилом (см. Орфография) или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограмму, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье — словарные слова: «Правописание словарного слова нужно запомнить». В словах вода (вод), примирять [врагов] […]...
- Определение. Что такое Орфография Орфография (греч. orthographia, от orthos правильный и grapho пишу) — раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой. Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный. Другие разделы орфографии […]...
- Безударные падежные окончания имен прилагательных Особенности безударных окончаний прилагательных В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа — в ударной позиции в прилагательных пишется гласная — о — , в безударной — — ы — . Как проверить безударное падежное […]...
- Урок обучения грамоте «Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами» Цели урока: Закреплять написания сочетаний ча-ща, чу-щу, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами; продолжать учить строить схемы; совершенствовать знания по пройденному материалу; формировать орфографическую зоркость; Развивать речь, внимание, фонематический слух, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, гордости за свою Родину; воспитывать культуру […]...
- ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЕ СЛОВА При словоизменении и словообразовании в словах русского языка возможно чередование гласных и согласных. Так чередуются гласные: Так чередуются согласные Е — О: несу — носить; Г — Ж — З: друг — дружить — друзья; Е(Е) — О — И: ожег — ожог (руки) — выжигать; К — Ц — Ч : лик — лицо […]...