Наибольшая радость – быть поэтом. Федерико Гарсиа Лоркa



Сочинение по творчеству Федерико Гарсиа Лорки. Хрупкий человек с чистым смуглявым лицом и привлекательной улыбкой, он имел какую-то удивительную власть. Где бы он не был – к нему шли, будто к источнику в знойный день. Все вокруг него оживало и казалось прекрасным – вещи, звуки и самые люди.

Как и в его стихах, в нем все было гармоническим и прекрасным. К нему обращались все только по имени – Федерико, его друзья были бесчисленные и большая часть их – крестьяне, матадоры, цыгане – некогда не читали его стихи и не знали, что он гений. Единое, в чем были уверены те, которые знали, что он замечательный поэт, и те, кто этого не знал, было то, что он чрезвычайный человек, красивый товарищ, лучшего за который нельзя и вообразить.

Человек универсальной одаренности – поэт, драматург, музыкант, артист, художник – он щедро раздаривал себя, это был способ его жизни.

“Наибольшая радость – быть поэтом. Все другое – мелочь, даже смерть”, – так писал известный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Его произведения насыщенные яркими красками, звонкими мелодиями, всеми

оттенками человеческих чувств.

Главная их особенность – ощущение полноты жизни, которым бы оно не было – печальным или веселым, счастливым или безнадежным. Везде он умел найти красоту – и в стихах Гонгори, и в песнях пастухов. Не только суровая красота андалузских видов, а даже какая-то мелочь, на которой останавливались его спокойные, мягкие глаза, разворачивала перед ним свою поэзию. Недавно я перечитала сборник Лорки “Канте Хондо”, которая является поэтическим воплощением народных мелодий.

Вообще, канте хондо – это одноголосое пение восточного характера, в котором слово и мелодия слиты. “Это пение глубже за все моря мира… он идет от далеких племен, пересекая кладбища лет. Он идет от первого плача и первого поцелуя”, – говорил Лорка. Ориентируясь на народные песни, он некогда их не копировал, а искал глубинную сущность и неповторимость колорита.

В этих стихах-песнях испанского поэта будто звучит голос Андалузии, передаются мировосприятие и душа народа. Эти стихи печальные, иногда они напоминают сдержанный вопль. Как говорит поэт – “женщину в канте хондо зовут Скорбь”:

Никто не понимал, как пахнут Магнолии пьянящие – твои колена. Никто не знал, как мучаешь ты зубами Любовь, незащищенная колибри.

Эта поэзия довольно сложна для понимания, так как насыщенная богатой и неоднозначной образностью. Ассоциации у поэта возникают неожиданно и пленят воображение читателя. Любой из нас видит в поэзии Гарсиа Лорки что-то свое, что есть близким для его души, для его расположения духа и вообще для его мировосприятия. Первой в этом сборнике есть “Поэма цыганской сигирии”.

Тусклый предрассветный пейзаж, легкое покачивание камыша – и в тишине начинается “плач гитары”. И когда он доходит к высочайшей ноте, звучит звонкое: ” А-Ай!”. Над горами эхом зависает вопль, далекое дыхание смерти затрагивает лица, и в неуверенной тишине люди гасят свечки.

И будто в волшебном сиянии проходит по земле девушка с серебряным сердцем – цыганка – сигирия. Бесконечный чарующий ритм захватывает нас и несет куда-то вдаль, туда, где земля и предрассветное небо сливается на горизонте в неуверенную тусклую полосу. Там и исчезает сигирия, и лишь невыразительно очерчиваются символы смерти – месяц и Олеандр.

Застывшим взглядом смотрят горы, плачут слепые девушки, замирают последние аккорды. Все. Осталась пустыня после трагедии, которая произошла в “глубоком ущелье гитары”:

В сердце пять ножей. Одним ударом.

Сравнение гитары с сердцем не случайное. Гарсиа Лорка хорошо знает народных мастеров канте хондо, которые были выразителями души народа, а “их собственные души гибнули среди ливней чувства”. Тема смерти присутствующая в каждом сборнике поэта. Но смерть не может побороть радость жизни, так как оно есть более сильным за все: Хотел бы я заснут на время,

На время, на столетие. Пусть знают только все, что я не умер.

Творчество Федерико Гарсиа Лорки – замечательный пример создания целостного поэтического мира, который подчинен таким же суровым внутренним законам, как и законы Природы. Это свободная и химерическая логика сказки. Испытав в жизни и славы, и трагедии, при любых обстоятельствах поэт умел ценить каждый миг, подаренный ему судьбой и наполнять ее глубоким содержанием:

Пусть знают только все, что я не умер, Что я – маленький приятель весеннего ветерка И исполинская тень от собственных слез.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Наибольшая радость – быть поэтом. Федерико Гарсиа Лоркa