Слава и гордость Испании, поэт и драматург Гарсиа Лорка

Поэт родился в Андалузии, просторы и ритмы родного края позже отзовутся в “Поэмах о канте хондо” (1931) – подражаниях особому типу древнего андалузского пения. Лорка сочинял музыкальные композиции, в 1927 году в Барселоне состоялась выставка его рисунков, начал печататься в годы учебы в университете Гранады, в 1920 году мадридский театр поставил его пьесу “Злые чары бабочки”.

В 1928 году он опубликовал сборник “Цыганское романсеро”, в котором он возродил и преобразовал традиционный испанский жанр народного романса. “Я хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью, – признается он, – и получается что-то странное и, кажется, по-новому прекрасное”. Он повторял, что “Цыганское романсеро” – это книга об Андалузии, “алтарь Андалузии, овеянный римскими и палестинскими ветрами”, она названа цыганской, потому что, по словам Лорки, цыгане – самое благородное и глубокое на его родине, “ее аристократия, хранители огня, крови и речи”.

Однако поэт сознательно уходил от банально-фольклорного живописания: “Никакой цыганщины. Здесь нет ни тореадоров, ни бубнов, а есть один единственный персонаж, перед которым все расступается, огромный и темный, как летнее небо. Это тоска, которой пропитаны и наша кровь, и древесные соки, тоска, у которой нет ничего общего ни с печалью, ни с томлением, ни с какой другой душевной болью, это скорее небесное, чем земное чувство, андалузская тоска – борение разума и души с тайной, которая окружает их, которой они не могут постичь”.

В стихах Лорки оживает подлинный карнавал бытия, ключевые понятия которого – луна и смерть, ночь, кинжал, любовь, цыгане и жандармы, песня, запредельность и черная тоска (“Сомнамбулический романс”, “Романс о черной печали”, “Неверная жена”, “Погибший из-за любви”). Этой жизни соответствует и жанровое своеобразие поэзии Лорки: плачи, романсы, мадригалы, сюиты, сонеты, сцены, каприччо, баллады, балладильи.

Лорка был организатором студенческого театра “Ла баррака”, основу репертуара которого составляла национальная классика. Поэзия и драматургия соседствуют в его творчестве, на котором лежит трагический отпечаток диктатуры и грядущих кровавых событий фашистского режима в Испании.

В основе трагедии “Кровавая свадьба” (1933) – бегство невесты в день свадьбы от жениха с возлюбленным. На этом интригующем сюжете строится анализ вины и ответственности.

В последней драме Лорки “Дом Бернарды Альбы” (1936) – классически строгими и скупыми средствами изображено тягостное бремя патриархального обычая, согласно которому Альбе и ее дочерям приходится соблюдать траур по их отцу на протяжении восьми лет. Этот обычай лишает живых молодости, любви, радости общения с другими, а затворничество становится мукой, порождает взаимную ненависть, зависть и злость. Жизнь человека вне свободы противоестественна, разрушительна и губительна.

Дочери, сломленные самодурством матери, истязают себя и других.

В драмах Лорки отстаивается союз человека с природой, естественная жизнь и страсти, не искалеченные социумом. Его драмы мифологичны, они соотнесены с вечностью. Человек в поэзии Лорки космогоничен, поклоняется Луне и Солнцу, Воде и Звездам.

Он – частичка Земли, он обречен, хотя неудержимо рвется к Свободе и Любви. Трагедийный знак и один наиболее часто встречающихся у Лорки образов – Смерть. Она сопровождает человека по жизни, сопутствует любви и радости.

Она как предзнаменование трагической судьбы поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Слава и гордость Испании, поэт и драматург Гарсиа Лорка