Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Произведение «Горе от ума» было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен.
Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.
Софья — одна из главных героинь комедии.
Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество.
Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская,
Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.
Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы.
Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или «умением подслужиться».
Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом «засели в траншею». Он говорит, что «счастлив в друзьях «, которых, «смотришь», перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин.
Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что «с ней вместе не служил», так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы.
Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.
Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает «повторяю». В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.
Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.
Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает.
Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего.
Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам.
После сцены разоблачения у каждого из героев остается по «мильону терзаний», у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.
Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски.
Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам.
Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление.
Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти фамусовы и молчалины — останутся не у дел.
Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. «Безумен по всему» — в этом приговор общества устами Загорецкого.
Итак, в «группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.