Мой любимый поэт серебряного века (Н. Гумилев)
Серебряный век – это не просто несколько русских поэтов. Это особое явление в духовной жизни России. Само определение “серебряный” основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии.
Этим эпитетом пользовались сами поэты. Так, в “Поэме без героя” Анны Ахматовой есть такие строки:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Однако в определении “серебряный век” заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный
Две эти особенности – бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.
Он начался в 90-е годы XIX века; расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А. Блока, А. Белого, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, В. Брюсова. И в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные
Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Этой датой можно назвать год 1921 – год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А. Блока и Н. Гумилева. О творчестве последнего мне хотелось бы сказать подробнее.
Николай Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт – Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова – директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н. Гумилев.
Ему позднее было посвящено стихотворение “Памяти Анненского”, в котором сказано: “Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей”. Основные сборники Н. Гумилева – “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта – “Огненный столп”. Если говорить о поэзии Н. Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том-числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает
Свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку – их он совершил три – или добровольного ухода на войну, где служил разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях – их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, в стихотворении цикла “Капитаны”:
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
С годами в поэзии Н. Гумилева становится меньше экзотики, но его уважение к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Много стихотворений Н. Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики – и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте – Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неоднозначные отношения, сами по себе достойные романа.
Образ поэтессы предстает перед нами в стихотворениях “Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и многих других. Любовь в поэзии Гумилева – это прежде всего страсть, в которой есть черты “поединка рокового”. Одно из самых известных его стихотворений о любви – стихотворение “Жираф”, в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран…
Для поздней лирики Н. Гумилева, составившей последний сборник стихов, характерно обращение поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активной общественной работой, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н. Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении.
Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н. Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как “Память”, “Лес”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, В целом поэзии Н. Гумилева не свойственны дерзкие поиски в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям,
В его поэзии больше зрительных образов, чем звуковых, и его поэтической речи не свойственна напевность, как, например, у Есенина, но необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора делают читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н. Гумилева “Слово”:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города,
И орел не взмахивал крылами.
Звезды жались в ужасе клуне.
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Стихотворение это относится к поздней лирике Н. Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова.
Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей – символом его является “умное слово”, и высший, божественный путь, воплощенный в слове.
Стихотворение развивает классические традиции – в нем можно усмотреть аллюзию на пушкинского “Пророка”, лермонтовского “Поэта”. Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н. Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры – к Евангелию.
В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиян-но), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит как торжественная декламация.
Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”.
В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер.
Н. Гумилев стал одним из символов культуры серебряного зека. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и поэт.