Место Акакия Акакиевича Башмачкина в общественной жизни
Характеризуя реальное место героя в общественной жизни, его отношение к действительности, писатель широко пользуется приемом внутренних сопоставлений, который становится организующим началом и в построении самого предложения, в отборе его лексического состава. “Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу”.
Внутренние сопоставления в повествовательной речи
Использование
Речевая характеристика героев “Шинели” не занимает такого важного места, которое отведено ей, например, и “Мертвых душах”. В повести мы находим лишь диалог Башмачкина с Петровичем и нечто похожее на диалог Башмачкина со “значительным лицом”. Однако при всей своей сжатости речевая характеристика Акакия Акакиевича очень выпукла. “А я вот того, Петрович…
Шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того… на спине, да еще вот на плече одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко – видишь, вот и все. И работы немного”. Ни содержанием, ни средствами своего выражения речь Башмачкина не блещет; мысль его прикована к одному и тому же предмету, и все время вращается вокруг него.
Боясь сурового приговора Петровича насчет шинели, Акакий Акакиевич всячески пытается смягчить положение дел. Сукно “немножко запылилось”, “немного того”, “немного попротерлось”.
Темы и образы “Шинели”, “Записок сумасшедшего” получили свое дальнейшее широкое развитие в творчестве выдающихся русских писателей XIX века. Жизнь и судьбы простых людей, их чаяния и стремления заняли важнейшее место в произведениях Герцена, Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Чехова. Описание обездоленности, подавленности “маленького” человека переросло и изображение социальных бедствий, обездоленности народа. Правдивое отражение жизни простых, “маленьких” людей, народной жизни в творчестве выдающихся русских писателей неразрывно сливалось с раскрытием несостоятельности всего общественного строя, с поисками новых путей духовного, социального развития.
Тут выявляются те связи и отношения, которые подчеркивают глубокую плодотворность, действенность гуманистических идей Гоголя.
Петербургские повести отразили существенные стороны действительности, но за пределами этих повестей остались многие сложные темы, которые волновали Гоголя! В изображении движущих начал общественной жизни значительное место принадлежит произведениям драматургии и прежде всего бессмертному “Ревизору”.