«Марьина роща» вершина романтической прозы Жуковского
С отходом от издания «Вестника Европы» Жуковский-прозаик надолго замолчал. И житейская и творческая потребность в прозаических переводах была для него позади. Оригинальную прозу надолго оттеснили стихи. В первой половине 1820-х годов он вновь выступает с художественной прозой. «Отрывки из путешествий в 1821 и 1824 годах — образец прозы описательной, — писал Вяземский в’ 1827 г. об этих, последних публикациях. — Можно смело сказать о Жуковском, что он равно великий живописец и в стихах и в прозе».81 Слог Жуковского-прозаика, его дар
Но за время его молчания были написаны, а затем и увидели свет прозаические Сочинения Батюшкова. Когда же Жуковский печатал отрывки своих путевых записок, вокруг шумела поросль молодых повествователей.
Они решали свои задачи, выдвинутые новым литературным периодом.
Литературный период 1800-х годов, с которым связаны основные выступления Жуковского-повествователя, определившие долю его участия в становлении повой русской прозы, для них был пройденным этапом. В центре очерка судьба дворовой девушки Лизы, воспитанной вместе с дочерью своих
Форма письма к издателю, тон эпистолярной исповедальности обретают функцию апелляции к общественному мнению. Черты романтического злодея, проступающие в облике преследователя Лизы, полковника, который не мог «вообразить, чтоб бедная Лиза, рожденная рабою, способна была чувствовать благороднее, нежели он, старый дворянин и полковник»; тонкость характеристики действующих лиц драмы; скупые элементы сентиментального стиля, не нарушающие сдержанного лаконизма повествовании, — все подчинено стремлению вскрыть трагизм судьбы крепостной Лизы и полюбившего ее дворянского юноши Лиодора, вызнать возмущение читателя поступками их губителей.
При всем отличии от низового авантюрного романа эпическая поэма XV
- Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии? (ЕГЭ по русскому) Полным правом называться основоположником русского романтизма обладает В. А. Жуковский, так как в качестве ключевого предмета поэзии он выбрал мир человеческой души. Стихотворением «Невыразимое» Жуковский дал определение своеобразия собственного творчества: предмет поэзии автора не подразумевал изображение явлений, с которыми мы сталкиваемся, — он выражал мимолетные неуловимые переживания. Именно это является смыслом поэзии Жуковского, которая передает […]...
- Герои и сюжет романтической баллады В. А. Жуковского «Светлана» Баллада Жуковского «Светлана» — одно из самых известных произведений в творческом наследии поэта. Произведение Жуковского выполнено в традициях романтической баллады: это четко выраженная сюжетность (выявляются зачин, развитие действия, кульминация и развязка), драматизм действия (ощущаются напряженность, драматизм ситуации), наличие любовной интриги. Первые строфы «Светланы» дают почти этнографическое описание святочных гаданий: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: […]...
- Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию («Жизнь и поэзия — одно»). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука — мотив почти всех баллад — имеют явно автобиографическое происхождение. Теон […]...
- Природа и человек в романтической лирике Жуковского В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. «Душа и сердце» поэта неизменно присутствуют в тех […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. ЖУКОВСКОГО (1783-1852) Факты биографии. В. А. Жуковский — сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки; фамилию получил от своего крестного отца, бедного дворянина, проживающего в доме Бунина. Двусмысленное положение в семье. Трагическая любовь к Марии Протасовой, редактирование журнала «Вестник Европы», служба в ополчении, участие в работе литературного общества «Арзамас». Педагогическая деятельность. Дружба с Пушкиным: роль Жуковского […]...
- Шедевр романтической музыкальности «Эолова арфа» Жуковского «Эолова арфа» — шедевр Жуковского, в котором он предстает как романтический поэт-художник и поэт-музыкант. Музыкальное начало в этой балладе особо акцентировано в самом названии произведения, в его поэтической теме. Любовь — прекрасная мелодия, прозвучавшая в сердце человека; в балладе создан образ арфы любви. Арфа у Жуковского — широкий романтический символ, подчинивший себе всю поэтику стихотворения. […]...
- Биография Жуковского Василий Андреевич Жуковский — русский поэт, академик, переводчик. Ранние годы Родился Василий Жуковский 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крестным — бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Образование и творчество Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье […]...
- Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского «Вечер» (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций». Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую. А. М. Горький План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя. 1. Герои рассказа «Макар Чудра». 2. Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького. 3. Вопрос о смысле жизни в […]...
- Герои ранней романтической прозы М. Горького Горький — автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все; он создал даже Бога». Это говорит о том, что Горький много размышлял о […]...
- Анализ стихотворения «Песня» Жуковского «Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и […]...
- Жизнь и творчество Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отцом был Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха. Ребенок считался незаконнорожденным. В то время ребенок, рожденный вне брака, да еще и от дворовой женщины, не мог стать дворянином. Родные хотели обеспечить будущее ребенка и добыть для […]...
- Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в […]...
- Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь и люди. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо […]...
- Образы героев ранней романтической прозы (Горький А. М.) Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: «старуха Изергиль», «Челкаш» и «Макар Чудра» и т. д. Герои произведений Горького свободны и независимы. Их […]...
- Замысел «Книги повестей для юношества» Жуковского Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей («Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя и «Мысли и замечания» Жуковского). Поэтому перевод «Одиссеи» был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
- Анализ баллады В — А — Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) Подготовка к ЕГЭ: Анализ баллады В. А. Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) В. А. Жуковский написал балладу «Светлану» в знаменательный для России год — в 1812. В основу баллады легко произведение Бюргера «Леонора». На протяжении всего творения Жуковского «Светлана» прослеживаются фольклорные нотки: разнообразные обрядовые песни, сюжеты народных сказок, приметы и гадания. Девушка Светлана баллады Жуковского стала […]...
- Баллады Жуковского (Жуковский В. А.) Своеобразный романтизм Жуковского особенно ярко проявился в его балладах, которые он начал писать с 1808 года. За исключением «Светланы» и «Золотой арфы», все они представляют собой вольный перевод или переработку баллад западноевропейских поэтов: Шиллера («Поликратов перстень», «Кубок», «Перчатка», «Граф Габсбургский»), Гете («Лесной царь») и других поэтов. Жуковский переводил только то, что было родственно его взглядам […]...
- Сочинение на тему: «Баллады В. А. Жуковского» Творчество Василия Андреевича Жуковского открыло неожиданный и таинственный мир романтизма. Античные мифы, предания древности, страшные легенды средних веков стали содержанием баллад. Жуковский ввел в русскую поэзию этот новый жанр. Почему же новое литературное направление — романтизм — вошло в литературу через жанр баллады? Баллада связана с исторической жизнью народа, с истоками национальной культуры. Народ обращался […]...
- Значение творчества Жуковского (Жуковский В. А.) Русский сентиментализм надо начинать с Карамзина («Бедная Лиза» — печальная история девушки из народа, обманутой аристократом и утонувшей в Патриарших прудах) и Жуковского. Его светлые, овеянные легкой грустью поэмы «Людмила»», «Кассандра», «Светлана» чаруют нас прелестью нежных красок. Жуковский больше, чем кто-либо из поэтов, приобщил русского читателя к мировой культуре. В этой сфере он проделал гигантскую […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского» А. С. Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского» в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам » Его стихов пленительная сладость», […]...
- Особенность переводов Жуковского эпических произведений Переводя старинные эпические произведения типа «Махабхарата», «Шахнаме», «Одиссею» и «Илиаду», поэт изучал нравственные истоки «общежития», корни бытия, натуру человека, обнаруживающую себя уже в детстве человеческого рода. Для Жуковского Гомер -«младенец, видевший во сне все, что есть чудного на земле и небесах, и лепечущий об этом звонким, ребяческим голосом на груди у своей кормилицы — природы». […]...
- Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского «Невыразимое» (1819). Пафос элегии — утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
- Значение Жуковского (Жуковский В. А.) Значение Жуковского заключается прежде всего в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. В его творчестве внутренний мир человека, его душевные переживания, чувства, настроения составляют основное содержание. Другая заслуга Жуковского в том, что он нашел такие поэтические средства языка и стиля, которые давали поэту возможность выразить самые тонкие душевные переживания, оттенки чувств. Он […]...
- Размышления о теории эпоса в творческом сознании Жуковского В центре балладного мира Жуковского оказывается столь важная для эпоса тема столкновения человека с судьбой. Герои баллад Жуковского — люди с пробудившимся чувством личности. В поэтической системе Жуковского 1808-1814 гг. бунт героя против судьбы определяет событие, придает ему этический и философский масштаб. Сам мотив рока, судьбы варьируется во всех балладах и закрепляется в системе поэтических […]...
- БАЛЛАДЫ В. А. ЖУКОВСКОГО Баллада — лиро-эпическое произведение героического, исторического и драматического характера, жанр, типичный для творчества поэтов-романтиков. Проблематика баллад — жизнь как постоянное противостояние судьбе, поединок человека и обстоятельств. Основа балладного сюжета — преодоление человеком преграды между реально существующим и потусторонним миром. Баллада «Людмила» — вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г. А. Бюргера. В переводе немецкая средневековая легенда […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского «Песня» Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […]...
- Баллада В. А. Жуковского «Светлана» Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой». Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе. Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным […]...
- Баллада Жуковского «Светлана» Василий Андреевич Жуковский написал множество прекрасных баллад, без которых практически невозможно представить русскую литературу. Моим любимым произведением этого автора стала баллада «Светлана», в которой Жуковский воссоздал в главной героине совершенство и идеал характера русского человека. Главными особенностями «русского характера» автор посчитал верность, честность, нежность, теплоту, искренность, чистоту, кротость и многие другие положительные черты. Для того, […]...
- Герои и сюжеты баллад Жуковского в моем восприятии Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник. У меня почти все чужое или по поводу чужого, и все, однако, мое. В. А. Жуковский Даже невозможно представить себе, что бы мы делали без Жуковского — переводчика. Ведь для многих из нас «Одиссея» Гомера — это его «Одиссея», один из вариантов «Слова о полку […]...
- Тема судьбы в одной из баллад В. А. Жуковского («Светлана») В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Пересказывая и переводя иностранных авторов, поэт включал в их произведения собственные романтические идеи, свойственную ему философию. Он вводил в русскую литературу […]...
- Тема судьбы и рока в произведениях Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу. Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его считают отцом русского романтизма. Основными мотивами его творчества […]...
- Тема природы в лирике Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе. Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы […]...
- Описание «крещенского вечерка». Сон героини (о балладе «Светлана» В. А. Жуковского) У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]...
- Романтический мир лирики Жуковского У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века — Василий Андреевич Жуковский. Он стал своеобразным «литературным Колумбом Руси», открывшим «Америку романтизма», как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в его лице «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил […]...
- Тема памяти в лирике Жуковского Жуковский сделал очень много для русской литературы. Он был первым учителем Пушкина, оказавшим на него большое влияние. Принимал живое участие в судьбе поэта. Он считается основоположником русского сентиментализма и романтизма. Его называют «мастером перевода». Поэзия Жуковского отличается богатством содержания. В своей лирике Жуковский воспевал доброту, веру в искренность и глубину чувств и с грустью говорил […]...
- О поэзии В. А. Жуковского «Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль», — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Жуковский оставался другом Пушкина всю жизнь, был его заступником перед царем, позднее — тяжело пережил трагическую гибель своего великого собрата по перу. «Пленительная сладость», музыкальность стихов […]...
- Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский — новатор в области балладного жанра, создатель национальной баллады В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии — Уильям Блейк, Роберт Бернс, Уильям Вордсворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии — Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гете, Фридрих Шиллер, Людвиг Уланд. Во […]...
- Анализ Баллады «Светлана» Жуковского У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]...