Герои и проблематика романтической прозы Горького

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей.

Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается

он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.

В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: “…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”.

А противостоит ему мир романтических героев – красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”.

В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой, и есть просто люди.

Как складываются

их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях – аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс.

И образ этот выписан по канонам романтической традиции.

Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.

“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”.

Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к “морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем”.

Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а “смелое сердце” из осторожности, “боясь чего-то”, топчут ногой и гасят.

Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.

Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.

В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре – песнях.

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.

Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, – в те годы их принято было называть босяками.

М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”.

В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.

Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герои и проблематика романтической прозы Горького