Литературные учителя Андреева Л. Н

По тематике ранние рассказы Андреева близки прозе Г. И. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ч. Диккенса. В них описывается быт социальных низов. В основе сюжета часто оказывалась трогательная пасхальная или рождественская история, в которой действовали положительные и отрицательные герои.

Герой рассказа «Петька на даче» (1899) — забитый десятилетний ребенок, похожий на «состарившегося карлика». Особенность Андреева-писателя в том, что он вмешивается в судьбу своих героев, и судьба Петьки по воле автора меняется в лучшую сторону. Обратите

внимание, что в реалистическом рассказе появляются новые ноты. Андреев как будто утверждает возможность чуда.

Уже в его ранних произведениях проявляются «мятежи внутри человека» (М. Горький), проникнутые идеями демократизма и гуманизма. Он творчески воспринял опыт Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова и обратился к психологическим проблемам.
С М. Горьким, который стал для молодого писателя наставником и ввел в большую литературу, Андреев познакомился в
1900 году. На средства Горького издательство «Знание» выпустило первую книгу Андреева «Рассказы» (1901). Л. Андреев считал Горького своим

учителем, который научил его «строгому отношению к работе и помог отыскать самого себя»: «Горький первый обратил серьезное внимание на мою беллетристику (именно на первый мой напечатанный рассказ «Баргамот и Га-раська»), написал мне, затем в течение многих лет оказывал мне неоценимую услугу и поддержку своим всегда искренним, всегда умным советом».
Своим учителем Андреев считал и Л. Н. Толстого: «Толстой прошел надо мной и остался во мне. Выше Толстого я никого не знаю, каждое его произведение считаю образцом искусства и мерилом художественности». В этом нет противоречия, как отмечают литературоведы, Горький «был товарищем по литературному цеху», а Толстой — «критерием отношения и к жизни, и к литературе». Добавим еще, что по мироощущению Андрееву был близок Ф. М. Достоевский.

В письме к Вл. Немировичу-Данченко Андреев говорил о своей пьесе «Милые призраки»: «Как увидите, это нечто «из Достоевского» — кусок его психобиографии. Конечно, все факты, за исключением прихода Некрасова и Белинского, вымышлены, но мне важны были не факты, а его душа. Он даже носит в пьесе другую фамилию…

Сквозь создания Достоевского к его жизни и духу — вот мой путь, не знаю, историчен ли Достоевский моей пьесы, но думаю, что в каком-то важном плане он глубоко подлинен». В 1907 году Андреев расходится с М. Горьким в оценке символистов, отказывается сотрудничать в «Знании» и выбирает в литературесвой путь. «Как был, так и остался вне партий», — признавался он, хотя на все перемены в политической жизни откликался незамедлительно. В его произведениях звучали бунтарские мотивы, он выступал против порабощения воли человека. Эта позиция проявлялась в сфере художественного мышления писателя: «…по существу моей литературной деятельности — я революционер, но это не то революциоиррство, которое требуется моментом».

Это явилось причиной полного разрыва с Горьким и ухода Андреева из лагеря реалистов.


Литературные учителя Андреева Л. Н