Литературное творчество Генри Филдинга
Выдающимся явлением европейской литературы XVIII в. стал английский роман. Целая плеяда талантливых романистов вознесла этот жанр к “высокой литературе”. Именно в английской литературе появляется термин роман нового времени.
Традиционный термин “romance”, согласно толкового словаря английского языка Вебстера, использовался для произведения, где говорилось “о героическом, чудесном, таинственном и сверхъестественном, тогда как реализм рассказывает только о достоверном.
Реализм не исключает определенных приемов, разработанных
Поэтому для английских романов на этом этапе было характерно: развитость бытописания и рельефное изображение характеров, склонность изображать жизнь и оценивать изображенное с морально-этической точки зрения, а также комически-юмористическое
Каким был автор этого произведения? Бедность преследовала писателя всю жизнь. Родившись в обедневшей аристократической семье, насчитывавшей 12 детей, парень образование получал в Итонском колледже, который оставил в 1725 году по личным причинам.
В 1727 г. Филдинг заявляет о себе первой литературной попыткой – стихотворным сопровождением к гравюре известного английского живописца и графика В. Хогарта “Маскарад и оперы”. Вскоре появляется его комедия “Любовь под разными масками”, которая была поставлена в королевском театре “Друда-Лейн”. Этот удачный литературный дебют, однако, не имел быстрого и продуктивного продолжения.
В 1728 г. Генри поступает на филологический факультет Лейденского университета в Голландии, но уже в следующем году оставляет учебу из-за нехватки средств и возвращается на родину, где занимается литературным творчеством. В первый период своего творчества Фиддинг выступает как драматург.
За 9 лет он написал 25 комедий и фарсов, среди которых “Политик из Кафе” (1730), “Опера Грайстрита” (1731), “Ковентгарденская трагедия” (1732), “Дон Кихот в Англии” (1734), ” Пасквин” (1736), “Исторический календарь 1736” (1737) и другие. Драматургу удалось даже создать в 1736 г. собственный театр. Но некоторыми пьесами автор вызывает возмущение властей, что привело не просто к закрытию театра, но и к созданию в 1737 г. закона о театральной цензуре.
Пришлось прибегнуть к юриспруденции, чтобы иметь постоянный заработок. Но и в эти годы, учась в юридической школе, Фиддинг издает журнал “Боец” и переводит, в частности, изданную на французском языке “Военную историю Карла XII” Г. Адлерфельта, в которой, кстати, говорится и об Украине и гетмане Мазепе. Закончив в 1740 году юридическую школу, он практикует как адвокат, а в 1748 г. становится судьей в одном из лондонских районов.
К активному литературному творчеству Филдинг возвращается в 1741 г. Теперь он пишет романы. Надо отметить, что юридическая практика не только обеспечивала средства к существованию, но и обогащала материалом для писательской деятельности. Первый роман Филдинга “История Джонатана Уайльда Великого” был посвящен именно проблеме преступности.
Роман “Амелия” был воспринят прохладно, отчасти потому, что читатель не нашел в нем того, что привлекало его в “Истории Тома Джонса, найденыша” – искрометной жизнерадостности и всепронимающей комедийно-юмористической стихии. В “Амелии” было много реформаторской публицистичности и морализаторства. К сожалению, семья Генри Филдинга испытывала, несмотря на его славу, большие материальные трудности, что сказалось на здоровье его старшей дочери и жены.
Тяжело пережив их смерть, Генри сам заболел. В 1754 году по рекомендации врачей он уезжает в Португалию. Смерть настигла его в Лиссабоне.
Писателю было в то время 47 лет.