“Благородный жулик” в новеллах О’Генри

На конец 90-х годов XIX века – начало 900-х приходится творчество О’Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Портера), блестящего юмориста и сатирика, большого мастера короткого рассказа. Известность ему принесли новеллы о Латинской Америке, где автор пребывал во время своих скитаний.

Значительная группа новелл О’Генри посвящена описанию капиталистического города. Большой город равнодушен и жесток к судьбе маленького человека. О’Генри рисует впечатляющую картину неустроенности, бедности простых людей, их несбывшиеся надежды, разбитые

иллюзии. Тяжелое впечатление оставляет новелла “Меблированная комната”, герои которой ищут свое счастье, не находят его и кончают жизнь самоубийством.

Безработица подстерегает симпатичную мисс Лисон, чуть не погибшую от голодной смерти (“Комната на чердаке”). Больно и обидно за молодых супругов, напрасно жертвующих своим последним достоянием, чтобы подарить друг другу рождественский подарок (“Дары волхвов”)

Еще одно направление в новеллистике О’Генри связано с образом “благородного жулика”. Героем многих его новелл выступает Джефф Питере, авторское отношение к которому характеризуется

двойственностью. С одной стороны, Джефф жуликоват, нахален.

С другой стороны, он по лишен добрых порывов, любит приключения, иронически относится к себе. Образ Джеффа, как и других, подобных ему персонажей, рисуете” в комически сочувственном плане. Комизм ситуации заключается в том, что жулики, авантюристы, искатели легкой наживы нередко сами попадают в затруднительное положении и вместо того, чтобы торжествовать победу, вынуждены расплачиваться за свои проступки.

Именно такая ситуация возникает в знаменитой новелле “Вождь краснокожих”, где похитители платят выкуп отцу украденного “вождя краснокожих”, дикие выходки которого делают их существование невыносимым. “Благородный жулик” у О’Генри – порождение буржуазной среды. Он стремится к наживе и вместе с этим не лишен человечности и даже известного благородства. Писателъ создавал также сентиментальные новеллы и рассказы, написанные в духе “нежного реализма”.

Немало было у него новелл с традиционным “счастливым концом”, чисто развлекательных.

В американской литературе конца XIX – начала XX века О’Генри занимал промежуточное положение между критико-реалистическим направлением, школой “нежного реализма” и позднеромантическим течением, которое продолжало свое существование. Художественный метод О’Генри и представляет собой сочетание реалистических, сентиментальных и “джентильных” элементов, часто сложно переплетенных в его новеллах. Писатель не только продолжил, но и внес много нового в развитие жанра американской новеллы. Несомненная заслуга О’Генри – реалистическое описание большого города, жизни и быта маленького человека.

Очень многообразны жанровые разновидности в его новеллистике: новелла – сатира, новелла-анекдот, новелла-гротеск, приключенческая романтическая новелла, новелла-пародия и т. д. Наиболее характерными особенностями художественной манеры писателя являются юмор и сатира, ирония, комический гротеск.

Рассказы динамичны, написаны разговорным яликом с использованием жаргона, пародийных приемов, неожиданных сравнений.

О’Генри в большей степени, чем кто-либо из его предшественников или современников, использовал форму остросюжетной новеллы с неожиданной концовкой. Это способствовало не только ее занимательности, но и выполняло определенную художественную функцию: неожиданный финал выявлял несоответствие между реальным и желаемым, обнаруживал противоречия действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Благородный жулик” в новеллах О’Генри