Лев Николаевич Мышкин – характеристика персонажа
Произведение: Идиот
Князь Мышкин – герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот” (1867-1869). В романе “Идиот” Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. “Главная мысль романа, – писал Достоевский, – изобразить положительно прекрасного человека”. Перечисляя лучшие образцы мировой литературы, на которые он ориентировался, Достоевский говорит, что единственное “положительно прекрасное лицо” для него Христос. И еще Дон Кихот, но он прекрасен потому,
Слово “идиот”, по В. Далю, означает “малоумный, неосмысленный от рожденья, тупой, убогий, юродивый”. Достоевский наделил М. той “неосмысленностью от рожденья”, от которой князь лечился в Швейцарии у доктора Шнейдера. Он появился в России без гроша в кармане, не зная, где будет жить, но с огромным любопытством к стране, где родился. Каждому встречному он открыт как ребенок и радостно готов принять все, что мир ему покажет.
При этом М. полон своих серьезных мыслей и не знает, кому можно
Князь угадывает всех персонажей романа, насквозь видя их нутро, их замыслы, но не планируя никакой собственной роли в их судьбах, никакой корысти. Все возникает как бы само собой. М. видит людей разобщенных, разъединенных – его роль в том, чтобы соединить то, что разъединено, воскресить человеческие души, повернуть людей друг к другу. Каждый раз он апологет чужой души и ее целитель.
Но вылечить эти души невозможно – обстоятельства реальной жизни сильнее князя, и, сам того не желая, он каждый раз лишь провоцирует катастрофы. Его простодушие и доброта лишь повод к раздорам в обществе, где корысть и собственничество составляют первооснову. Его способность сострадать поначалу озадачивает, вызывает у всех подозрительность и неверие, а потом становится для князя подлинным несчастьем, потому что в путанице и хаосе различных ситуаций он приходит к мысли, что “сострадание есть главный закон бытия”, и отказаться от этой мысли уже не может. Князь М. уверовал в эту истину, в которую не верит никто.
Страдают по-своему все – не сострадает, однако, никто. Каждый жаждет участия и помощи, но помочь другому не умеет. Еще в Швейцарии М. понял, что ему хорошо только с детьми: “Через детей душа лечится…” Но в романе “Идиот” нет детей, лишь тринадцатилетний Коля Иволгин (который, кстати, понимает о происходящем больше взрослых).
Достоевский отказался от мысли описать “детский клуб”, возникающий около князя. “Князь в деле”, “тверд в деле” – это осталось вне пределов романа. Никакого “дела” у князя нет. Его “делом” становится жизнь Настасьи Филипповны, Аглаи, Ипполита.
Дар проницательности позволяет князю в каждом из этих очень разных персонажей разглядеть ребенка, и каждый такой ребенок становится мучителем князя, потому что давно вырос и захвачен своими страстями и болезнями. “О, какой же вы маленький ребенок, Лизавета Прокофьевна!” – обращается М. к генеральше Епанчинои, та соглашается, а потом вконец умучивает князя своими родительскими заботами. Конечно же, дитя и Аглая, но это ребенок вздорный, капризный, балованный. Большая часть романа посвящена Ипполиту, чахоточному юноше, который хочет “объясниться” с человечеством перед смертью, пытается застрелиться, пишет “Объяснение” и т. п. М. и тут понимает самую суть: Ипполит одинок, измучен своими комплексами и жаждет простого человеческого участия. Самая большая, непоправимая беда для князя – это Настасья Филипповна, лицо которой, впервые увиденное на портрете, поразило его соединением страдания и гордости.
Страдания Настасьи Филипповны становятся для М. мукой и ужасом – он не знает, как их лечить. Действие романа происходит на Гороховой, на Песках, то в Павловске, то на Петроградской, оно возбуждается атмосферой странного города. Петербург приобретает как бы свою власть над людьми и, в частности, над М., но это уже не та власть, которую имел город над Мечтателем в “Белых ночах”.
Та власть полна поэзии и юного очарования. Теперь перед нами другой город, вернее, тот же, но в другое время. Он уже не отделен от мира, связан с Европой железной дорогой. И то, что называют западной цивилизацией, причудливо отражается в российском зеркале.
В набросках к “Идиоту” на каждой странице преступление, деньги, продажа, карьера, суд и т. д. Все это выглядит путаной, рукой безумца рисуемой картиной. Одно страшное лицо возникает, тут же стирается, закрывается другим лицом, фигурой, только рукой, только глазом, но и в этом глазе – та же страсть, тот же ужас. По ходу создания романа прояснялся сюжет, и в центре его возник невероятный женский облик.
Он и поразил князя. Его, как слабого ребенка, затянула круговерть человеческих отношений, в центре которых – Настасья Филипповна. Он увидел ее, и теперь, о чем бы он ни думал, он живет только Настасьей Филипповной. Они, не сходясь, уже сошлись – у них общее одиночество и высота духовности.
Достоевский пишет в записной книжке: “Любовь христианская – Князь”. И трижды помечает на полях черновиков: “Князь Христос”. М. наделен даром “высшей любви”, лишенной расчетливости.
Но эта “высшая любовь” князя, который невинен и не знает женщин, превращается в муку для Настасьи Филипповны. Женщина знала (еще девочкой узнала) оскорбительную страсть развратного Тоцкого, потом она узнала страсть Рогожина, думавшего купить ее за сто тысяч. В князе она впервые “человека увидела”.
Увидела – и полюбила, хотя и таит это до времени. А князь ничего не таит, “ему бы только любить”. Поцеловать портрет Настасьи Филипповны для него – абсолютное, полное выражение чувства, не ждущего большей полноты.
С точки зрения обыкновенных людей, это идеализм, бесплатное рыцарство. Последнее подметила Аглая, прямо адресовав М. стихи о “рыцаре бедном”. “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”, когда он услышал это чтение. Его “высшая любовь” стала предметом восхищения, но вместе с тем и осмеяния. Аглая вторглась туда, где никому нет места, и нарушила то, что нарушать нельзя.
Вторжение Аглаи в интимную жизнь князя становится роковым: М. запутывается и в конце концов уже не знает, не может сказать, кого он любит, Аглаю или Настасью Филипповну. Он приходит к тому, что любит обеих; помимо воли князь сталкивает двух женщин в жестоком поединке. А потом князь М. окончательно запутывается – утешает Настасью Филипповну, покорно становится ее женихом, внешне спокойно принимает известие, что та убежала с Рогожиным, по всему городу ищет Настасью Филипповну и Рогожина, собственно, уже зная, что случилось. Рассудок князя не выдержал всего, что пришлось ему увидеть и пережить в России, – “князь попал опять за границу, в швейцарское заведение Шнейдера”.
На русской сцене в инсценировках “Идиота” выступали крупнейшие мастера театра. В 1899 году в Малом театре М. играл Н. И. Васильев, а в Александрийском Р. Б. Аполлон-ский. Знаменитым исполнителем этой роли был Н. Н. Ходотов.
В 1957 г. благодаря И. М. Смоктуновскому большим событием стал спектакль БДТ (постановка Г. А. Товстоногова). В 1958 г. в спектакле, поставленном А. И. Ремизовой в театре им. Вахтангова, князя М. сыграл Н. О. Гриценко. Среди многочисленных экранизаций романа выделяются фильмы А. Куросавы (1951) и И. А. Пырьева, в которых роль М. исполняли соответственно Р. Симура и Ю. В. Яковлев.
М. был одной из первых киноролей Ж. Филипа (1946). Неожиданный отклик образ князя М. нашел в Англии. В 1981 г. Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923), писательница новозеландского происхождения, пишет свой лучший рассказ “Je Ne Parle Pas Francais” (Я не говорю по-французски), который называет своей “данью Любви”.
Для Мэнсфилд ее героиня Мышка, названная так, по всей видимости, не без влияния Ф. М. Достоевского, воплощает в себе идеал чистой любви и, возможно, музу поэзии. А в 1970-х гг. на этот образ как бы эхом откликнулся один из самых значительных английских писателей нашего времени, Джон Фаулз, создавший в романе “Башня из черного дерева” образ художницы Дианы, которую главный герой называет попеременно то Мышью, то Музой.
Об истории своего развития он рассказывает как о прошлом времени, сообщает биографическую справку. Он лечился в швейцарской деревне у Шнейдера, двадцать лет прожил, погруженный в безмолвие, в бессознательное состояние тихого безумия. Душевное заболевание сопровождалось и полным разъединением с людьми и природой.
Он вспомнил о пережитом, о моральном одиночестве уже в Петербурге после исповеди Ипполита, когда ночью, будучи на даче в Павловске, сошел в парк и оказался во власти каких-то смутных, видимо, подсознательных душевных движений, неясных и томительных предчувствий, беспокойных порывов. “Одно давно забытое воспоминание зашевелилось в нем и вдруг разом выяснилось.
Это было в Швейцарии, в первый год его лечения, даже в первые месяцы… Он раз зашел в горы, в ясный, солнечный день, и долго ходил с одною мучительною, но никак не воплощавшеюся мыслию. Пред ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался.
Ему вспомнилось теперь, как простирал он руки своп в эту светлую, бесконечную синеву и плакал. Мучило его то, что всему он совсем чужой. Что же это за пир, что же это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать… каждая “маленькая мушка”, которая жужжит около него в горячем солнечном луче, во всем этом хоре участница: место знает свое, любит его и счастлива; каждая-то травка растет и счастлива! один он ничего не знает, ничего не понимает, ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш”.
К преодолению своего одиночества Мышкин приходит через дружбу с крестьянскими детьми и несчастной Мари, жестоко обманутой и брошенной. Его эксперимент достоин внимания: автор придаст ему огромное этико-философское значение. Очень восприимчивых детей, школьников, ненавидящих падшую женщину по примеру взрослых, из подражания им, князь обращает к чистейшему источнику жизни – к состраданию.
Он вызывает в их сердцах жалость и любовь к униженному человеку, объединяется с ними в заботах о Мари. Благодарная и чистая любовь к нему детей, их бескорыстная привязанность для Мышкина – источник счастья и радости.
В швейцарской деревне Мышкин в результате сближении с пародом “научился быть счастливым”. Жизнь в изображении Достоевского радостна любовью, единением человека с человеком. Любовь – последняя полнота и блаженство жизни.
Все живет для счастья, потому все живет любовью.
Образ князя Мышкина, кое в чем родствен образам наивных “естественных” людей в романах XVIII века. Подобно просветителям XVIII века, Достоевский, желая создать образ “нормального”, идеального человека, изолирует его от влияния общества, перенося князя в годы формирования его характера в Швейцарию, в обстановку полудикой, нетронутой природы, приобщая его к жизни детей и крестьян”. Но Фридлендер отметил и отличие Мышкина от идеального человека просветителей: “В противоположность образам “естественных людей” в литературе XVIII века, в образе князя Мышкина представление о естественном человеке противоречиво сочетается с представлением о болезни, о мучительных физических и нравственных страданиях, пережитых Мышкиным.
Душевное здоровье, которое является достоянием князя, это не прирожденное качество – оно куплено ценою тяжких мук, раздумий и испытаний, ценою пережитых сомнений, отчаяния в себе и окружающих”.
При всей своей наивности, правдивости, открытости Мышкин – носитель того идеала добра и любви, который связан с его этико-философскими воззрениями. Князь Мышкин сознательный деятель, сторонник практической этики христианства. Он вернулся в Россию с мыслью “учить”.
В момент, когда “слишком шумно и промышленно становится в человечестве” и до крайности обостряются антагонистические противоречия общества, приходит Мышкин, чтобы напомнить о том, что сострадание и является главным законом жизни, что любовь к ближним и есть источник радости и счастья.
Идея братского единения человека с человеком принимает в романе религиозно-нравственную форму как способность “простить и принять прощение”. Эгоистическое разъединение людей порождает зло морального одиночества, которое томит и делает их несчастными. Только братская ассоциация становится источником и нравственного удовлетворения и пронзительного ощущения счастья и гармонии жизни.
Все связаны друг с другом томительным ощущением зла и греха, сознанием вины, и только во взаимном прощении открывается “исход” и возможность почувствовать себя, так сказать, в составе Целого.
Отношения князя Мышкина с внешним социальным миром трактуются учеными как трагические. Носитель высокой романтической мечты о всеобщем братстве, Мышкин гибнет в мире дельцов, ростовщиков, в столкновении с ними. Как “князь-Христос” он противостоит моральному разложению, моральной деградации “верхов”, вовлеченных в водоворот первоначального капиталистического накопления 60-х годов.
В статье Ф. И. Евнина “Мышкин и другие”, написанной к столетию романа, говорится: “Образ Мышкина по замыслу Достоевского должен был быть только трагическим. Окружающая его среда решительно и страстно осуждается; ведь тема романа – гибель высокого и прекрасного (Мышкина, Настасьи Филипповны) в “век пороков и железных дорог”, когда “слишком шумно и промышленно становится в человечестве” – среди “очаровательного общества камелий, генералов и ростовщиков”. Исследователи руководствуются пониманием трагического как неразрешимого общественно-исторического конфликта, развертывающегося в процессе свободного действия человека и сопровождающегося страданием.