Криминальный мир в романе “Приключения Оливера Твиста”
Чарльз Диккенс изобразил Уголовный Лондон очень реалистично, ведь преступная банда Фейгина изображена не только во всей своей бытовой конкретности и преступной деятельности, но и с значительной глубиной психоанализа характеров ее членов.
Писатель тонко чувствовал тенденцию романтизма к идеализации, “лакировка” образов разбойников, изображение их в приукрашенном виде. Стоит признать, что в формировании такой традиции определенную роль сыграла идеализация образа так называемого “благородного разбойника” еще в фольклоре,
Восхищались этим образом и писатели-романтики с их вниманием, как к фольклору, так и к личности мятежного одиночки-изгоя с темным загадочным прошлым. В то же время этот образ, растиражированный и “романтизированный” на тысячах страницах мировой литературы, сломал судьбу не одному юноше или девушке. Ведь люди, особенно в молодом
Итак, Диккенс драматизирует Криминальный мир, показывая его истинное лицо. Каково же она, изображенная на страницах произведения ежедневная жизнь вора? В чем проявляются его чары для неопытных подростков? Писатель прекрасно ориентируется в романтических штампах: поездки на лошадях при луне, загадочные пещеры, наполненные изысканными яствами и роскошной одеждой.
Это красиво описано в литературе, однако, в реальной жизни все не так. Автор одним-двумя штрихами рисует жизнь вора: “Мокрые, холодные, ночные улицы Лондона, по которым разгуливают, в поисках приюта, воры; немытые, наполненные всеми возможными пороками; вертепы голода и болезней; потертая одежда, которая еле держится на плечах, – что здесь соблазнительного?” Более того, иногда употребление красивых слов, “романтизация” преступления вроде снимает его остроту и отвращение, но писатель-реалист сорвал маску с такой “игры терминами”.
Писатель отчетливо видит и показывает читателям корни и источники, которые питают преступный мир. Это, прежде всего бедность, толкающая честных людей на скользкий путь преступления. Когда маленький Оливер, убежав из работного дома, едва не умер с голода у Пройди, одного из членов банды Фейгина, на “кусок ветчины и буханку двуфунтового хлеба” деньги нашлись.
Воспитательный потенциал романа Диккенса реализуется на всех его уровнях, в том числе и в репликах и монологах самих воров. Вот как комментирует Билл Сайкс, один из самых опасных бандитов, судьбу малолетнего преступника, который после ареста своего отца покинул воровское ремесло и получил профессию подмастерья: “Отца посадили за решетку, а мальчишку забрало организация воспитания малолетних преступников, лишила его ремесла и отличного заработка, научила его писать и читать, и кто он теперь после этого? Ничтожный подмастерье! Вот что они с нами могут сделать!..
Если бы у нас было вдоволь денег (слава Богу, что их нет!), нам и для нашего ремесла за пару лет не осталось бы и полсотни ребят”. Итак, по словам Сайкса, если не было бы бедности, то и не было бы и преступлений. И эта позиция созвучна убеждениям гуманиста Диккенса.
Чарльз Диккенс искренне верил в бессмертие и конечное торжество идеалов справедливости и добра, поэтому его произведения обычно завершаются счастливо. Причем это касается как сказочно-фантастических ( “Рождественская песня в прозе” , где скупой Скрудж вдруг становится добрым и щедрым человеком), так и реалистических романов, вроде “Приключения Оливера Твиста”. И хотя такие счастливые развязки часто не мотивированы и не соответствуют реальной действительности, а является следствием случайного стечения обстоятельств (мотивы “больших надежд” и “счастливого случая” – ключевые в творчестве писателя), но добро таки вознаграждается, а на преступников ожидает неминуемая расплата.
При этом нужно отметить, что, по мнению Диккенса, более сильной и более страшной карой является не официальное правосудие, в честности и компетентности которого он очень сомневается, а угрызения совести. Очевидно, сказывался опыт журналистской работы, приобретенный писателем в юности, в частности репортажи с судебных заседаний. Достаточно вспомнить бездушие пьяницы судьи или то, что лондонская полиция имела определенные связи с бандитами.
Поэтому брат Оливера, Монкс, боится не столько полиции, судей или виселицы, сколько угрызений совести.
Не случайно Фейгин сходит с ума в тюрьме, а Сайкса до самой смерти преследуют глаза убитой им Нэнси: “Не надо говорить, что убийцы иногда избегают правосудия, и не надо гадать, что провидение способно задремать… Только одно то бесконечное мучительное мгновение этого невыносимого ужаса, только стоит сотни смертных кар”.
Названные проблемы являются основными в романе выдающегося писателя-гуманиста.