Кребийон-старший

Кребийон-старший
Кребийон, или Кребийон-старший (Crebillon, наст. имя и фам. — Проспер Жолио; Joliot) (13.01.1674 — 17.06.1762) — французский драматург. Член Французской Академии (1731). В самом начале XVIII века (около 1703 г.) Кребийон начал писать для театра.

Его перу принадлежат трагедии «Идоменей» (1705), «Атрей и Тиест» (1707), «Электра» (1708), «Радамист и Зенобия» (1711), «Семирамида» (1713), шедшие на сцене театра «Комеди Франсез», принеся автору славу «первого трагика Франции». В своих трагедиях Кребийон-старший переосмысливает и

проблематику, и комплекс идей, и рационалистичность форм классицизма, вводя культ ужасного. Сам писатель в предисловии к «Атрею и Тиесту» признавал: «Я отчетливо вижу свою неправоту в преувеличенном восприятии трагедии, как действия, переполненного несчастиями, которые полагается представлять зрителям в занимательных картинах». Тем не менее, в трагедии Атрей, негодующий на своего брата Тиеста, во время пира подает ему мясо его собственного сына.

Существенно, что, согласно древнегреческому мифу, Атрей — отец Агамемнона и Менелая, а Тиест — отец Эгисфа, который вместе с Клитемнестрой убил Агамемнона.

Иначе говоря, Кребийона-старшего заинтересовало поколение, предшествовавшее поколению героев Троянской войны, того периода, который был уже освоен французами через гомеровские поэмы, и у знаменитых персонажей Гомера и греческих трагиков писатель обнаружил и воспроизвел ужасные истоки, бросающие тень на классическую древность. Ужасными событиями насыщена и лучшая трагедия Кребийона-старшего «Радамист и Зенобия», в которой Радамист убивает отца своей возлюбленной Зенобии, затем Зенобию и сам кончает с собой, при этом оказывается, что Радамист и Зенобия чудесно спаслись и в Зенобию страстно влюбились отец и младший брат Радамиста, и герой, помышлявший убить отца, погибает от родительской руки.

Итак, культ ужасного, разрушение рационалистической эстетики, критика важных положений классицизма, тяга к фольклору, к экзотике присущи драме и театру уже в начале XVIII века. Все это напоминает предромантизм. Но это лишь предпосылки предромантизма: ведь еще не сложилось Просвещение, а предромантизм — это, прежде всего, реакция на просветительское искусство. Отмеченные черты имеют разную природу.

Творчество Кребийона-старшего — это выражение упадка классицизма XVII века, кризиса не просветительского, а картезианского рационализма. После провала трагедии «Пирр» (1726, пост. в т-ре «Комеди Франсез») Кребийон-старший перестал писать для театра на многие годы, вернувшись к драматургии лишь в середине XVIII века («Катилина», 1748; «Триумвират», 1754). Но слава его была уже в прошлом. Сторонники Просвещения (А.

Р. Лесаж, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинг и др.) подвергли трагедии Кребийона-старшего резкой критике. Творчество этого французского писателя было хорошо известно в России. В первые десятилетия XIX века на петербургской сцене ставились две трагедии Кребийона-старшего — «Радамист и Зенобия» в переводе С. И. Висковатова (было дано 14 представлений с декабря 1809 г. по август 1828 г.) и «Атрей и Тиест» (как «Атрей и Фиест») в переводе С. П. Жихарева (2 представления в декабре 1811 г. — январе 1812 г.) и М. П. Сорокина (2 представления в ноябре-декабре 1831 г.). А. С. Пушкин упоминал Кребийона в письме П. А. Катенину от 19 июля 1822 г., говоря об одной из «ужасных» сцен трагедии «Атрей и Фиест» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.

Т. XIII. С. 41). Через три года Пушкин цитировал ту же пьесу и снова в ироническом ключе в письме В. К. Кюхельбекеру от 1-6 декабря 1825 г. (Там же. С. 247).

Однако поразительно, что при ироническом отношении к Кребийону-старшему что-то из его трагедии осталось в памяти Пушкина (можно утверждать, что он не обращался к печатному тексту, так как имевшееся у него двухтомное собрание сочинений Кребийона, вышедшее в Париже в 1821 г., так и осталось неразрезанным). Соч.: Oeuvres. T. 1-3. Р., An X — 1841; в рус. пер. — Катилина.

М., 1783; Радамист и Зенобия. СПб., 1810. Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция.

Л., 1960. (О Кребийоне — с. 116-117); Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Dutrait M. etude sur la vie et le theatre de Crebillon.

P.; Bordeaux, 1895. ddress align=»rightВл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVII-XVIII веков. — Персоналии: Французские писатели.


Кребийон-старший