Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
Вопрос 1. Объясните, как моллюски приспособлены к своей среде обитания.
Среди моллюсков есть обитатели водной и наземно-воздушной среды.
Многие как наземные, так и водные моллюски имеют раковину, которая и у тех, и у других выполняет роль пассивной защиты.
Важнейшим приспособлением к наземному образу жизни у сухопутных моллюсков является дыхание легкими.
Водные моллюски приспособлены к получению кислорода из воды — они дышат жабрами или поверхностью мантии.
Головоногие моллюски выработали особый — реактивный —
Вопрос 2. Каковы черты сходства и различия брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
Брюхоногие и двустворчатые моллюски являются многоклеточными животными, туловища которых не имеют сегментарного строения. Тело большинства видов данных классов моллюсков полностью или частично покрыто раковиной. У брюхоногих раковина дельная, часто асимметричная и закрученная, у двустворчатых — состоит из двух створок.
Голову, туловище и ногу можно различить только у брюхоногих, у двустворчатых голова отсутствует.
У брюхоногих хорошо развиты органы чувств
Двустворчатые являются исключительно водными животными, в то время как среди брюхоногих есть обитатели и водной, и наземно-воздушной среды.
Вопрос 3. Перечислите способы защиты от врагов известных вам моллюсков.
Некоторые брюхоногие и практически все двустворчатые моллюски способны полностью или частично прятаться в раковину — это пассивный способ защиты.
Кальмары при спасении от преследования могут несколько десятков метров пролетать над водой.
Некоторые моллюски, например каракатицы, осьминоги, в случае опасности способны менять окраску или выбрасывать чернильное вещество, вырабатываемое в особом органе — чернильном мешке. Перед применением этого средства защиты моллюск сначала темнеет, потом выбрасывает чернила в пленке, по форме напоминающей его тело. Преследователь хватает чернильную «бомбу» — пленка разрывается, чернила окрашивают большой объем воды и парализуют обоняние врага.
Это спасает жизнь моллюска: он после выброса чернил быстро бледнеет и почти невидимым уплывает.
Вопрос 4. Что позволяет головоногим быстро перемещаться в воде и спасаться от врагов?
Быстрое движение в воде головоногих моллюсков обеспечивается пульсирующим выбрасыванием воды из мантийной полости (реактивное движение). Такой способ движения позволяет развить значительную скорость плавания: кальмарам — до 40 км/ч, осьминогам — до 15 км/ч.
- Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии. Морские звезды. Морские ежи, Голотурии, Офиуры Вопрос 1. Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях? Во-первых, иглокожие практически всеядные животные — питаются тем, что находят в придонных слоях. Во-вторых, у них имеется уникальная водно-сосудистая система. Учитывая, что морская вода заполняет каналы внутри тела иглокожего практически самотеком, то и давление внутри его соответствует давлению на той глубине, […]...
- Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки Вопрос 1. Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты? Кольчатые черви приобрели ряд особенностей в строении и физиологии, которые позволили им выжить в разнообразных условиях среды. Во-первых, у кольчатых червей появились специализированные органы передвижения, что дало относительную независимость от физических свойств среды обитания. Это параподии у полихет, обеспечивающие передвижение в толще воды […]...
- Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Вопрос 1. Какие особенности строения членистоногих позволили им расселиться почти по всей планете? Во-первых, это наличие хитинового покрова, играющего роль наружного скелета. Его появление привело к серьезным перестройкам в организме членистоногих, в том числе утратился кожно-мускульный мешок, но появилась пучковая мускулатура, обеспечивающая активную работу специализированных свободных конечностей, которые позволяют членистоногим плавать, ползать, прыгать, бегать, летать, […]...
- Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные Вопрос 1. Какова основная особенность строения тела губок? Тело губок пористое, состоит из двух клеточных слоев — наружного и внутреннего. Между ними находится студенистое вещество с включениями из игл — известковых, кремниевых или роговых, а также из клеток, строение которых и характер движений напоминает амебу. Для клеток, образующих тело губки, характерна определенная специализация: разные клетки […]...
- Тип Моллюски Вопрос 1. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков? Основная функция раковины моллюсков — опорная, т. е. раковина играет роль наружного скелета. У моллюсков нет кожно-мускульного мешка, отдельные пучки мышц крепятся к раковине. Кроме того, раковина выполняет функцию пассивной защиты. Вопрос 2. О чем свидетельствует неодинаковое развитие органов чувств у различных моллюсков? Неодинаковое развитие органов чувств […]...
- Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы Вопрос 1. Объясните, почему кишечнополостные получили такое название. По каким признакам животное можно отнести к этому типу? Тело кишечнополостных двухслойное, т. е. клетки, его образующие, расположены в два слоя и формируют полость, в которую ведет только одно отверстие — рот. Эту полость называют кишечной, отсюда и название — кишечнополостные. Все животные, относящиеся к данному типу, […]...
- Продление рода. Органы размножения Вопрос 1. У каких животных органы размножения отсутствуют? Органы размножения отсутствуют у простейших (амеба, инфузория, эвглена). Вопрос 2. Какие животные называются гермафродитами? Гермафродитами называют животных, у которых функционирует одновременно и мужская и женская половая система. Гермафродитами являются, например, плоские черви, некоторые кольчатые черви (дождевой червь), многие брюхоногие моллюски (прудовики, катушки), усоногие ракообразные, ряд рыб и […]...
- Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные Вопрос 1. Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных животных. Во-первых, в отличие от кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией, плоские черви имеют двустороннюю симметрию. Во-вторых, кишечнополостные являются двухслойными животными, у которых нет внутренних органов. Тело же плоских червей состоит из многих слоев клеток. Внутри кожно-мышечного мешка располагаются внутренние органы, объединенные в системы органов: пищеварительную, выделительную, нервную и […]...
- Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Вопрос 1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных? Наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных заключается в наличии внутреннего скелета, представленного хордой. Вопрос 2. Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Во-первых, у ланцетника обтекаемая форма тела, есть спинной и хвостовой плавники. Во-вторых, кожа у ланцетника имеет большое количество железистых клеток, обильно […]...
- Программа Музыка 1 — 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева Программа «Музыка» под редакцией Ю. Б. Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года «Выразительные возможности музыки» во II-ой четверти (тема «Музыка выразительная») автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», а в III-й четверти (тема «Кто исполняет музыку») […]...
- Способы передвижения животных. Полости тела Вопрос 1. Какие существуют основные способы передвижения животных? В чем их различие? У животных встречаются разные способы передвижения: амебоидное движение (с помощью ложноножек), движение при помощи жгутиков и ресничек, а также движение с помощью мышц. Вопрос 2. Какие способы передвижения животных могут использоваться только в водной среде, а какие — в различных? Амебоидное движение, а […]...
- Урок на тему «Food and Health» УМК «Enjoy English. «5 — 6 классы Открытый урок УМК «Enjoy English. «5 — 6 классы. Авторы: Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н. Тема: » Food and Health « Учитель высшей категории МОУ Солодчинской СОШ Полякова Лариса Николаевна С. Солодча 2015г. Lesson plan 6th form » Food and Health» Aim: To provide student’s oral practice about Healthy eating Objective: […]...
- Синхронизированный курс «История — Литература — Мировая художественная культура» (5-11-й классы) 1. Актуальность и новизна темы Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности. Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию Целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет Интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция гуманитарных дисциплин — наиболее часто […]...
- Ключи к Олимпиаде по английскому языку 8 — 9 классы 2015 — 2015 г. Ключи к Олимпиаде по английскому языку Тур 2 8 — 9 классы Структура: Часть 1. Listening (конкурс понимания устной речи). Часть 2. Reading (конкурс понимания письменной речи). Часть 3. Use of English (лексико-грамматический тест). Часть 4. Writing (конкурс письменной речи). Части 1, 2 и 3 содержат разного вида задания тестового характера […]...
- Сочинение на тему Литература родного края — Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы -26 Литература родного края — один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета литературы как вида искусства. Цель курса — приобщить учеников к лучшим приобретениям литературы родного края в контексте украинской классической […]...
- Входная пошаговая диагностика по английскому языку 2-9 классы ENTRANCE TEST (Steps from F2 to F8) Дай полный ответ на вопросы: 1.What’s your name and surname? 2. What are you? 3. How old are you? 4. What nationality are you? 5. What are you interested in? What can you do well? 6. Where do you come from? Do you live in your hometown or […]...
- Защита животных Центр защиты прав животных «ВИТА» направил открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и Председателю Законодательного собрания В. С. Макарову с просьбой запретить на местном уровне фотобизнес с дикими животными, как уродливое явление, портящее репутацию культурной столицы России. Открытое письмо подписали жители и гости Санкт-Петербурга и известные люди нашего города: Юрий Шевчук, Нина Усатова, Илья […]...
- Круговорот веществ в биосфере Вопрос 1. Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов? Биогенными называют находящиеся в экосистеме и необходимые для ее жизни элементы — макротрофные и микротрофные. Они постоянно связываются, входя в состав биомассы экосистемы, что снижает их количество, остающееся в среде экосистемы. Если бы организмы не разлагались благодаря деятельности редуцентов (гетеротрофных организмов), то […]...
- Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местности могут служить примером взаимосвязей компонентов? Проследить взаимосвязи компонентов можно на примере любого биоценоза — леса, луга, пруда, реки и т. п. Как известно, любой биоценоз характеризуется определенным составом компонентов — разнообразных видов животных, растений, грибов, бактерий. Между этими живыми организмами в биоценозе осуществляются тесные взаимоотношения — взаимосвязи: трофические […]...
- Доказательства эволюции животных Вопрос 1. Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных? Ископаемые останки животных с большей вероятностью можно найти в местностях, где на поверхность выходят известковые отложения (в них часто встречаются раковины ископаемых простейших и моллюсков), слои каменного угля (в них встречаются отпечатки древних растений и животных) или ведутся специальные палеонтологические раскопки. Вопрос 2. Почему […]...
- Адаптация организмов к различным условиям существования Вопрос 1. Что указывает на соответствие между организмами и средой их обитания? На это соответствие указывает сходство строения и образа жизни организмов, которые обитают в похожих условиях, но принадлежат к различным систематическим группам. Вопрос 2. В чем состоят отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды жизни у организмов с разной продолжительностью жизни? Способ переживания […]...
- По тексту Солоухина Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь (ЕГЭ по русскому) Научные Опыты… что безопаснее: опыт теоретический или практический? Можно ли без проведения опытов узнать или объяснить ту или иную концепцию? важны ли в современном обществе опыты, которые ставятся над животными и людьми? О проблеме проведения опытов над животными и людьми рассуждает автор текста — В. А. Солоухин. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Владимир […]...
- Биосфера. Среды жизни Вопрос 1. Назовите основные особенности жизни организмов в водной среде, в наземновоздушной среде, в почве. Особенности жизни организмов в водной среде, наземно-воздушной среде и в почве определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы — стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют […]...
- Экологические ресурсы Вопрос 1. В чем состоят отличия между понятиями «условия» и «ресурсы»? Ресурсами называют вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности. Ресурс (в отличие от условий) может расходоваться и исчерпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс. Вопрос 2. Перечислите известные […]...
- Развитие жизни в мезозое Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в мезозое? В мезозое появились покрытосеменные растения, птицы и млекопитающие. В связи с этим можно отметить следующие основные ароморфозы: в царстве растений — возникновение цветка, двойного оплодотворения и семян, заключенных в плод; в царстве животных — формирование четырехкамерного сердца, обретение теплокровности, кормление детенышей молоком, дифференцировка зубов и др. Вопрос 2. […]...
- Сочинение на тему: ЛЕТНЯЯ ГРОЗА ЛЕТНЯЯ ГРОЗА Потемнело, нахмурилось небо, побежали черные грозовые тучи. Затаил дыхание старый бор — приготовился к бою. Как с горы скатился, вырвался из-за верхушек деревьев свирепый порыв ветра, сломал большущий сосновый сук, разметал косы плакучих берез, закрутил на дороге пыль и умчался. В тишине осторожно, еще не совсем уверенно, прогремел гром. Ударили по листьям первые […]...
- Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Вопрос 1. Что такое биологический прогресс? Биологический прогресс — это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут. Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т. д. Однако упрощение организации […]...
- Развитие жизни в протерозое и палеозое Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в протерозое и палеозое? К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные — подтип бесчерепных. Крупнейшими ароморфозами протерозоя считаются появление животных с двусторонней симметрией тела и возникновение первых хордовых животных. В палеозое произошел выход растений и животных на сушу. И важнейшие ароморфозы были связаны с […]...
- Опорно-двигательная система Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы? В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) […]...
- Органы дыхания и газообмен Вопрос 1. Какие изменения в систему органов дыхания принес выход животных на сушу? С выходом животных на сушу органами дыхания становятся легкие, обеспечивающие поглощение кислорода из воздуха, а не из воды, как это было при жаберном дыхании. Также развиваются системы, обеспечивающие вентиляцию органов дыхания. Вопрос 2. Почему легочное дыхание на суше перспективнее жаберного? При обитании […]...
- Чему человек может научиться у природы? Человеку с древних времен приходилось проходить обучение у природы, потому что она считается неисчерпаемым источником знаний и открытий. Природа заслуживает на то, чтобы ее оберегали, любили, внимательно за ней наблюдали и изучали ее. Главное не переставать у нее учиться на протяжении всего жизненного пути с целью осуществления множественного числа новых открытий. С домашними животными все […]...
- Сочинение на тему: ИСКУССТВО АКВАРЕЛИ ИСКУССТВО АКВАРЕЛИ Для целенаправленной успешной работы акварелиста имеет большое значение оборудование рабочего места и подбор необходимых инструментов и материалов. В мастерской должен быть стол для красок, воды, бумаги, кистей и др. Это способствует организации спокойной творческой работы. Работа живописца требует систематически отходить в сторону от картинной плоскости. При увеличении зрительного расстояния художник держит в поле […]...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;#124; НАРЦИСС НАРЦИСС В «Метаморфозах» Овидий называет Нарцисса сыном речного бога Кефиса и нимфы Лириопеи. Юноша рос красивым, но гордым и самовлюбленным. Он отвергал любовь нимф, оттолкнул и нимфу Эхо, которая умерла из-за этого. Одна из отвергнутых нимф прокляла Нарцисса, попросив богиню Немезиду заставить его влюбиться, но не познать ответной любви. Богиня Немезида исполнила просьбу, и однажды […]...
- Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы Вопрос 1. Как доказать, что пресмыкающиеся — более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными? Доказательством является развитие у пресмыкающихся приспособлений к наземному образу жизни, особенно появление яйцевых оболочек, что позволило им покинуть водную среду. Кроме того, по сравнению с земноводными у пресмыкающихся более сложное строение имеет головной мозг, кровеносная и дыхательная системы. Вопрос 2. Какие […]...
- Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над которым автор работал во время плавания, содержит размышления поэта о вечных, «незыблемо-священных» основах бытия. Сияющее небо и вода, похожая на «сплав зеленых самоцветов», противопоставляются человеческой […]...
- Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные Вопрос 1. Какие биологические особенности позволили рыбам заселить почти все водоемы планеты? Рыбы имеют широкий спектр приспособлений к водному образу жизни: 1) обтекаемая форма тела, черепицеобразно расположенная чешуя, неподвижное сочленение головы и туловища, плавники, все это обеспечивает эффективное передвижение в водной относительно плотной среде; 2) жабры, органы дыхания, усваивающие кислород из воды; 3) плавательный пузырь […]...
- Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина Вопрос 1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина? Благодаря исследованию слоев земной коры было получено большое количество палеонтологических данных и показано, что в самых древних слоях присутствуют лишь остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются остатки рептилий, еще позднее — млекопитающих. Жорж Кювье объяснял это своей теорией катастроф (резкие изменения условия […]...
- Cочинение «Морские животные», «Обитатели морского дна» < p>Моря и океаны полны экзотичных, удивительных существ, и больших, и малых. Обитатели моря приспособлены жить под водой, извлекать кислород из водной толщи, добывать себе пищу в этой стихии. < p>Живут, например, в океанской толще серые киты. Киты — животные, но живут в толще воды. Им нужно периодически выныривать на поверхность, чтобы пополнить запас воздуха. […]...
- Неорганические вещества клетки Вопрос 1. Каковы особенности пространственной организации молекул воды, обуславливающие ее биологическое значение? Молекулы воды представляют собой диполи — структуры, на положительном полюсе которых находятся два атома водорода, а на отрицательном полюсе — атом кислорода. Положительные и отрицательные полюса разных молекул воды притягиваются друг к другу. Это приводит к образованию так называемых водородных связей, что обеспечивает […]...
- Воды Мирового океана 1. От чего зависит соленость океанических вод? Мировой океан — главная часть гидросферы — представляет собой непрерывную водную оболочку земного шара. Воды Мирового океана неоднородны по своему составу и различаются соленостью, температурой, прозрачностью и другими признаками. Соленость вод в океане зависит от условий испарения воды с поверхности и притока пресных вод с поверхности суши и […]...