Кем, по-вашему, предстает старик Сантьяго в конце повести – Победителем или побежденным? Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу “Старик и море”? 3. “мозговой штурм” (в группах). Сопоставляя повесть Э. Хемингуэя “Старик и море” и рассказ м. а. Шолохова “Судьба человека”, литературовед Н. К. Гей писал: “Девизом героя Хемингуэя может быть: Выстоять в безнадежности. Девизом героя Шолохова – Жить для преодоления безнадежности”. разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою точку зрения. 4. мини-дискуссия. можно ли повесть-притчу “Старик и море” назвать гимном человеку? Почему? 5. обобщение учителя. – можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. море выступает в повести почти как живое существо: “Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,- что поделаешь, такова уж ее природа”. В старике Сантьяго есть подлинное величие – он ощущает себя равным могучим силам природы. “рыба,- говорит он,- я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что свое мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. “Ну, так что ж? – говорит он себе. – теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счет начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом”. И вот он победил рыбу, а вместе с ней – и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об Этой рыбе, которой причиняет боль, о звездах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды. “…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить”,- говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость – это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени. V. .. . Рефлексия Подведение. . Итогов. . Урока. Заключительное слово учителя. – “Старик и море” – последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй – писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй. VI. .. . Домашнее. . Задание. Творческое задание. . Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: “О чем заставляет задуматься повесть-притча “Старик и море”?”; “Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче “Старик и море”)”. Индивидуальное задание. . Подготовить “литературные визитки” о жизни и творчестве Э. Ионеско (2-3 учащихся). Знать содержание драмы Э. Ионеско “Носороги”. Образ Чадского в контексте эпохи тогдашней России



Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он “в противуречии с обществом”,- указывает сам Грибоедов. В глазах современников он новатор и “либералист”, вольнодумец. В сознании последующих поколений Чацкий чаще всего связывается с декабристами, с людьми “вечной памяти двенадцатого года”.

В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”,- говорил спустя тридцать лет после

появления комедии ближайший преемник дворянских революционеров-декабристов – Герцен. Ему же принадлежит собственно определение места “противуречивого” героя комедии в истории.

“Образ Чацкого,- пишет Герцен,- печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это – декабрист, это – человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайней мере на горизонте, обетованную землю”

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать

реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. “Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…- писал критик другого лагеря Ап. Григорьев,- честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная” Недаром речи Чацкого воспринимались как агитационные, как изложение общественной программы. В этом смысле и тогда современная критика видела в “Горе от ума” политическую комедию. “Горе от ума” занимает в нашей словесности, по своему роду и духу, именно то место, которым “Свадьба Фигаро”, известная комедия Бомарше, овладела во французской,- писал критик О. Сенковский.- Подобно “Свадьбе Фигаро”, это комедия политическая: Бомарше и Грибоедов, с одинаковыми дарованиями и равною колкостью сатиры, вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств”.

Об этом позже писал и историк В. О. Ключевский, считавший “Горе от ума” “самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века”.

Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, быстро определяющий саму суть предмета, отличающийся, впрочем, несколько рассудочным подходом к жизни. Для современников – друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а “вольнодумцем”, принадлежащим к передовому кругу.

“Высокие думы”, волновавшие его и всю передовую русскую молодежь того времени, означали любовь к родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни. Именно отождествляя ум и свободолюбие, говорит Пушкин о Пестеле.- “умном человеке во всем смысле этого слова”, или об “обществе умных”, подразумевая под последним группу декабристов.

Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 гг.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, “когда все мягко так, и нежно и незрело”, юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух “века минувшего”, “низкопоклонничество” и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых:

…уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом

Рассказывает Софья Лизе. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов.

Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная, любовь к Софье не. могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него,

Продолжает свой рассказ о его жизни Софья. “Охота странствовать напала на него” потому, что он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями, набраться сведений, необходимых для деятельности гражданина и патриота. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов и декабристы. По свидетельству декабриста Лорера, Пестель говорил о том, что “без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни отечеству”.

Чацкий отправился “ума искать” с возвышенной, патриотической целью. Он переживал то, о чем рассказывал В. Ф. Раевский:

“Это высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах: стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости”.

Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него, как, например, и для Рылеева и других декабристов, были выше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви и любимой женщины принципами морали и долга. Сначала он едет путешествовать, надолго оставляя Софью, а позднее, не задумываясь, идет на резкое столкновение с Фамусовым, хотя понимает, что это грозит ему потерей Софьи. В этом высоком понимании общественного долга – одна из светлых и сильных сторон личности Чацкого.

Отвлеченно изображавшаяся в драматургии XVIII в. трагическая коллизия между долгом и чувством стала для многих русских “либералистов” живой и реальной.

Нравственные черты Чацкого роднят его с моральным обликом декабристов. “У людей, действовавших в 1825 году,- пишет в своих воспоминаниях декабрист Завалишин,- есть одно, чего никак нельзя у них отнять и цену чего никак нельзя уменьшить,- это готовность жертвовать всем тем, чем люди более всего дорожат и чего более всего добиваются в жизни…”.

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение “либералистов”, сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”.

Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго…

В комедии ясно сказано, что “с министрами связь” закончилась у Чацкого разрывом (“потом разрыв”). Таких-примеров “неуспеха по службе” передовых людей из дворянской молодежи было множество. Порвал с высокими кругами Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры; вышел в отставку в 1820 г. декабрист Никита Муравьев.

Они были не согласны с политикой правительства, а гордость и высокие понятия о чести не позволяли им прислуживаться. Чацкий хотел служить, но делу, а не лицам: “служить бы рад, прислуживаться тошно…”.

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, “наблажил”. Очевидно, эта “блажь”, приведшая к “оплошному управлению” имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и те прогрессивные хозяйственные реформы, которые отличали некоторых декабристов, например Якушкпна, желавших хоть чем-нибудь облегчить крепостную неволю.

По-видимому, Чацкий, подобно Евгению Онегину, гнет барщины “оброком легким заменил”. Затем Чацкий отправился за границу. На “путешествия” стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Кем, по-вашему, предстает старик Сантьяго в конце повести – Победителем или побежденным? Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу “Старик и море”? 3. “мозговой штурм” (в группах). Сопоставляя повесть Э. Хемингуэя “Старик и море” и рассказ м. а. Шолохова “Судьба человека”, литературовед Н. К. Гей писал: “Девизом героя Хемингуэя может быть: Выстоять в безнадежности. Девизом героя Шолохова – Жить для преодоления безнадежности”. разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою точку зрения. 4. мини-дискуссия. можно ли повесть-притчу “Старик и море” назвать гимном человеку? Почему? 5. обобщение учителя. – можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. море выступает в повести почти как живое существо: “Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,- что поделаешь, такова уж ее природа”. В старике Сантьяго есть подлинное величие – он ощущает себя равным могучим силам природы. “рыба,- говорит он,- я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что свое мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. “Ну, так что ж? – говорит он себе. – теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счет начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом”. И вот он победил рыбу, а вместе с ней – и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об Этой рыбе, которой причиняет боль, о звездах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды. “…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить”,- говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость – это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени. V. .. . Рефлексия Подведение. . Итогов. . Урока. Заключительное слово учителя. – “Старик и море” – последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй – писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй. VI. .. . Домашнее. . Задание. Творческое задание. . Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: “О чем заставляет задуматься повесть-притча “Старик и море”?”; “Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче “Старик и море”)”. Индивидуальное задание. . Подготовить “литературные визитки” о жизни и творчестве Э. Ионеско (2-3 учащихся). Знать содержание драмы Э. Ионеско “Носороги”. Образ Чадского в контексте эпохи тогдашней России