Значение символических образов произведения “Старик и море”

По своей стилистике и образному стилю повесть “Старик и море” близка к литературному жанру притчи, которая строится на аллегориях и предусматривает некоторую моральную науку. Много критиков так и приняли ее как притчу и попробовали толковать всю историю старика как символическое изображение борьбы добра и зла, борьбы человека с природой. Сам Хемингуэй протестовал против такого одностороннего и упрощенного трактования его произведения, отстаивая реалистическую основу повести. Он говорил: “Ни одна красивая книга никогда не будет

написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а потом вставлены в нее.

Такие символы вылазят наверх, как изюминки в хлебе с изюминками. Хлеб с изюминками красивый, но простой хлеб лучше.” В “Старике и море” я старался создать реального старика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их довольно хорошо и довольно правдиво, они могут означать много”

Попробуем понять содержательную суть образов произведения, заглянув в словарь символов. Старик – в разных культурах рассматривается как знак праведности и Божественного благословения. Старые люди могут представлять

высочайшие истины, и в этом (так как и в других характеристиках) могут быть подобны детям.

Парус – соотносится с символикой воздуха, ветра. Является атрибутом Фортуны, которая олицетворяет ее непостоянство.

Море – древние греки видели в море воплощение материнского начала. В то же время это образ стихии, которая несет стихийное бедствие и смерть. Плавание по морю нередко рассматривается как состояние между жизнью и смертью.

Кость – в Библии есть эпизод, где рассеянные по полю кости возрождаются в плоть по а велению Господа. Кость, таким образом, становится символом жизни и веры в будущее воскресение.

Значение этих символов, как видим, подтверждает философское содержание повести-притчи “Старик и море”. И подталкивает к выводам, что в образе рыбака писатель воплотил непобедимый дух человека, который способен противостоять внешним, более сильным чем он обстоятельствам. Старик – это воплощение высшей духовной мудрости, истины жизни, которая проявляется в любви ко всему окружающему.

Символическим становится и окончание повести. Старик спит, и ему снятся львы. А возле него, следя за его сном, сидит мальчик.

Юность рядом с ним и в образе мальчика, и в образе львов, которые часто приходят в сновидения старика с его юношеских лет и заставляют вспомнить молодость, странствования по Африке. В этих снах старик снова становится молодым.

Перед вами рисунок, на котором мы попробовали отобразить атмосферу повести-притчи Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”. Как вы видите, эта иллюстрация изображена в желто-красных тонах солнца, которое садится за горизонт. На переднем плане изображен старый рыбак и мальчик, оба они смотрят в даль. Так как повесть носит философский характер и образы, которые встречаются в ней, несут символическую смысловую нагрузку, слева мы изобразили скалы, которые означают жизненные преграды.

Море, которое бьется о ноги старика и будто ластится, вместе с тем представляет собой естественную стихию, которая в любой момент способна раздавить и уничтожить маленькое человеческое существо. Цвета картины также играют не последнюю роль, они направлены на то, чтобы передать настроения старика и мальчика. Красный – подчеркивает стремление жить, побеждать, желтый – надежда на грядущий день.

В целом рисунок несет оптимистичный заряд, который должен подчеркнуть идейно-тематический смысл повести Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение символических образов произведения “Старик и море”