Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести “Старик и море”
Эпиграф – Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это наилучшее из всего написанного нами – им и моими современниками (У. Фолкнер о повести Э. Хемингуэя “Старик и море”). Весной 1936 г. в журнале “Эксвайр” Э. Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Тольфетрими.
Старый рыбак поймал большую рыбу, которая долго тянула его лодку в открытое море. Когда его нашли, рыба была объедена акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Через 16 лет писатель возвратился к этому случаю и на его основе создал замечательную
Впрочем, все в нем было старое, кроме глаз – они имели цвет моря и блестели весело и непобедимо. Как и его одежда, парус был починен мешковиной и, обвернут вокруг мачты…”.
За выразительными строками портрета
Восемьдесят четыре дня старик выходит в море, но возвращается домой ни с чем, наверное, от него отвернулось счастье. Аж на восемьдесят пятый день усилия Сантьяго были вознаграждены. Благодаря мастерству и ловкости ему удается поймать огромную рыбу. Три дня борется старик с исполинской морской рыбой.
Сантьяго разговаривает с ней, словно с умным существом: “Рыба, пока я живой, я тебя не покину”. Старик называет рыбу благородным, величественным, прекрасным существом. В конце концов, человек побеждает в поединке с рыбой.
Но стая акул нападает на его добычу. Сантьяго мужественно защищает рыбу от акул, но к берегу он притягивает лишь огромный обгрызанный скелет, который со временем с уважением рассматривали поселковые рыбаки, измеряя скелет длинной веревкой.
Казалось бы, Сантьяго потерпел поражение. И в отличие от своего прототипа из давнего очерка Хемингуэя, старик не впадает в отчаяние, не ощущает себя побежденным. Разговаривая сам с собой во время трехдневного блуждания морем, герой спрашивает себя: “Кто победил тебя, старик? – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко зашел в море”. А слова Сантьяго: “Человек создан не для поражения.
Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя”, – звучат как гимн человеку, который, испытывая физический крах, сохраняет духовное мужество.
Читатель прощается с героем Хемингуэя, когда “…старик снова спал. Он спал так же ниц, и возле него, наблюдая за его сном, сидел мальчик. Старику снились львы”. Юность рядом со старым рыбаком и в образе мальчика, и в образе львов, которые часто приходят в сновидения из его юности и заставляют вспомнить молодость, странствования по Африке.
В тех снах старик снова становится молодым. “Победа – в поражении” – это один из любимых художественных принципов Э. Хемингуэя. В своих произведениях писатель часто изображает ситуации внутренней победы человека даже при условии внешнего его поражения, героя, который обнаруживает мужество и стойкость в борьбе со злой судьбой и при этом сохраняет честь, достоинство, способность к дружбе и любви. Именно такую ситуацию и такого героя мы видим в повести “Старик и море”.
Это произведение принесло Хемингуэю наибольшее признание и высочайшие награды: премию Пульцера (1952) и Нобелевскую премию.