Изображение села в повести «Привычное дело», образ женщины
Правдиво рисует послевоенное село В. Белов в повести «Привычное дело». Название произведению дала любимая поговорка его главного героя, Ивана Африкановича Дрынова, фронтовика, труженика, привыкшего выполнять самую тяжелую работу.
Автор не идеализирует своего героя, но подчеркивает в нем главное, его совестливость, доброту, жизнелюбие. Иван Африка- нович, жизнь которого полна забот и тревог, не потерял способности видеть светлую сторону жизни, чувства любви ко всему живому — будь то корова Рогуля, конь Парменко или окружающая
Чувство это не остыло с годами и рождением девятерых детей, не потерялось в многотрудных повседневных делах («Уйдет она в поле, на ферму ли, ему будто душу вынет»). Поэтому страшным наказанием за попытку Ивана Африкановича уйти от родной земли, где так тяжко живется крестьянину, стала смерть Катерины, надорвавшейся после родов. По силе чувств, по мастерству психологического анализа лучшим страницам литературы
Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама… Вот один теперь… Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости… Худо мне без тебя, вздоху нет, Катя.
Уж так худо, думал за тобой следом… А вот оклемался… А твой голос помню… И всю тебя, Катерина, так помню, что…
Да. Ты, значит, за ребят не думай ничего… Катя, голубушка…» Иван Африканович весь задрожал.
И никто не видел, как горе пластало его на похолодевшей, еще не обросшей травой земле, — никто этого не видел». (Сопоставьте эту сцену с описанием переживаний Григория Мелехова после гибели Аксиньи («Тихий Дон») и размышлениями Андрея Разметнова на могиле жены («Поднятая целина М. Шолохова).
Пленительный образ женщины, добрая душа которой откликается на любую боль, создал В. Белов в повести «Привычное дело». Катерина наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой, не только умело, но и как-то радостно выполнять свою трудную работу в колхозе и дома. В образе любимой героини, созданном в духе некрасовских традиций, автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины-труженицы, об огромной нравственной и социальной значимости ее природной роли матери и жены.
Есть своя закономерность в том, что в центре многих произведений оказались образы женщин — хранительниц семьи, дома, душевных богатств, памяти, традиций. Свое слово о женщине-труженице, матери сказали В. Белов и Ф. Абрамов, В. Астафьев и В. Распутин, М. Алексеев и В. Закруткин. Особенно внимательны писатели к духовному опыту старшего поколения.
Его представляют Степановна и Евстолья в «Привычном деле» В. Белова; бабушка Катерина Петровна, благодарную дань памяти которой отдает автобиографический герой книги В. Астафьева «Последний поклон»; старые колхозницы Анна и Дарья в повестях В. Распутина «Последний срок» и «Прощание с Матерой».