Сочинение на тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова
Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова
Образы русских женщин занимают большое место в русской классической литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Светлана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из “Евгения Онегина”, и тургеневская Лиза Калитина (“Дворянское гнездо”), и Катерина из “Грозы” А. Н. Островского, и Наташа Ростова из “Войны и мира” Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова.
Эта линия
Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некрасова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах “женщины русской земли”. Не случайно Некрасова называли
Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему – тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа народного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.
Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение “В дороге”, которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе.
Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, выданная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной видится поэту судьба крестьянской девушки – героини “Тройки”: она увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.
Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и “женский лик” капиталистического Петербурга – один из наиболее ярких и трагических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, которую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни (“Еду ли ночью по улице темной…”). В стихотворении в ужасающих подробностях раскрыта пушкинская тема: “Бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!” Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до последней степени: умирает ребенок; “принарядившись, как будто к венцу”, она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу”. В стихотворении “Маша” жертвой становится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласковый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на городскую тему – “Утро” – также начинается со строк, обращенных к женщине: “Ты больна, ты страдаешь душой”.
Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня – реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюбленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:
Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца?
Усни… Умри!..
Лирическая героиня “панаевского цикла” – существо противоречивое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:
…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу.
Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервозностью, депрессией – и вот уже поэт восклицает:
Ее не стоило любить,
Ее не стоит ненавидеть,
О ней не стоит говорить!
Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова – образ матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает огромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обращены знаменитые строки из поэмы “Рыцарь без страха”:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух основных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении “Внимая ужасам войны” Некрасов создал потрясающий образ материнского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена “плакучей иве”, и это не случайно: женские образы часто слиты у Некрасова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще.
Рассказ Орины (“Орина, мать солдатская”) о замученном солдатчиной сыне – “горя реченька бездонная” – кажется понятным, современным и сейчас.
Сама муза Некрасова – тоже русская женщина. В программном стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…” поэт сравнивает ее с истязаемой крестьянкой; а в стихотворении “Муза” конкретизирован образ “бледной, в крови, кнутом иссеченной музы”, “плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной”, “неласковой и нелюбимой”.
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.