Сочинение на тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова



Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из “Евгения Онегина”, и тургеневская Лиза Калитина (“Дворянское гнездо”), и Катерина из “Грозы” А. Н. Островского, и Наташа Ростова из “Войны и мира” Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова.

Эта линия

нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова (“Три сестры”, “Дама с собачкой”), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка – в “Олесе” А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова – и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”.

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах “женщины русской земли”. Не случайно Некрасова называли

“певцом женской доли”.

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему – тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение “В дороге”, которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе.

Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки – героини “Тройки”: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и “женский лик” капиталистического Петербурга – один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни (“Еду ли ночью по улице темной…”). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: “Бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она!” Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; “принарядившись, как будто к вен­цу”, она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу”. В стихотворении “Маша” жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему – “Утро” – также начинается со строк, обращенных к женщине: “Ты больна, ты страдаешь душой”.

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня – реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня “панаевского цикла” – существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море –

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией – и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова – об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы “Рыцарь без страха”:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении “Внимая ужасам войны” Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена “плакучей иве”, и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще.

Рассказ Орины (“Орина, мать солдатская”) о замученном сол­датчиной сыне – “горя реченька бездонная” – кажется понятным, со­временным и сейчас.

Сама муза Некрасова – тоже русская женщина. В программном сти­хотворении “Вчерашний день, часу в шестом…” поэт сравнивает ее с ис­тязаемой крестьянкой; а в стихотворении “Муза” конкретизирован об­раз “бледной, в крови, кнутом иссеченной музы”, “плачущей, скорбя­щей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной”, “неласковой и нелюбимой”.

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоз­дал в своем творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова