Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины



Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет себя “не по расчету, а напротив, уж слишком по не расчету”. Простодушие и доверчивость Софьи особенно проявляются в том, как она воспринимает “ухаживания” Молчалина:
…и руку к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет.
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

Софья увлекается чтением французских романов. Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый

и любящий человек. Софья очень чувствительна, и даже бедность Молчалина она расценивает как его достоинство: “Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…” Что уж говорить о других “совершенствах” Молчалина!

Софье не нужны от него ни страсть, ни пылкость. Она не отрицает, что
Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных – чума,
Который скор, блестящи скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал.

Чацкий недоумевает: “…Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?” И правда, какою? В чем причина такой самоотверженной

и бескорыстной любви к этому “жалкому созданью” Молчалину? Неужели только в чтении романов?

Я думаю, что тут, скорее всего, сыграло роль одиночество Софьи. Нельзя забывать, что ей семнадцать лет, что уже три года она считает себя покинутой другом детства (Чацкий как будто забывает, что и он отчасти виноват в выборе Софьи). У нее нет матери (вместо матери отец “сумел ей принанять в мадам Розье вторую мать”, но та “лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”).

Кроме того, нужно помнить о том, кто ее отец. Будь он умным, добрым, чутким, понимающим, – вряд ли бы Софья получила такую душевную травму. И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.

Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней постепенно накапливается какая-то душевная усталость. “Вы знаете, что я собой не дорожу”, – говорит она Молчалину в финальной сцене. Молчалин, очевидно, знает. Скорее всего, он знает о ней многое из того, что она хранит в тайне от всех.
Ее возлюбленный оказался молчаливым, и она смогла заполнить это молчание своими фантазиями.

Это приводит к тому, что Софья начинает строить свой образ Молчалина в подсознательном споре с Чацким. Она с особенным энтузиазмом начинает возвеличивать в нем те черты, которые особенно ненавистны Чацкому. Получается, что ей нравится в Молчалине все, чего нет в Чацком: “Кого люблю я, не таков”, “Враг дерзости, всегда застенчивый, несмелый”, “Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума”. И у Чацкого появляется догадка на этот счет:

Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…

Анализируя диалоги Софьи и Чацкого, удивляешься – неужели они когда-то были дружны? На самом же деле они в чем-то очень похожи. И Софья, и Чацкий одарены природой: они по-своему искренни и бескомпромиссны, у них обоих цельные натуры, и каждый имеет четкую жизненную позицию. Они оба – максималисты, и это проявляется в их отношении к “фамусовской Москве”.

Но, в от–личие от Чацкого, для Софьи эта Москва – ( родной дом. Она не судит “фамусовскую Москву”, а напротив, видит во всем одно только добро. Она ищет в людях хорошее и, несмотря на свою наблюдательность, остается слепа ко злу.

Софья – натура чистая и светлая. О Софье можно сказать, что она – истинная христианка: с такой мудростью она прощает несовершенство каждого. Софья выбирает “бедного, но безгрешного” Молчалина и не глядит в сторону “золотого мешка” Скалозуба, который “метит в генералы”.

В Софье также очень развито чувство справедливости. Она восстает против стремления Чацкого оскорбить и унизить любимых ею людей:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?..

Мне кажется, что обвинять Софью в чем бы то ни было – значит уподобляться Чацкому, готовому судить всех и вся. Мне хочется верить, что ни тайна, которую Софья так долго хранила, ни ее позор никогда не станут известны в обществе. И тогда у нее появится шанс в будущем стать счастливой, создать семью, о которой она так мечтала, и никогда не испытывать мучительного чувства одиночества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины