Изображение рабочей забастовки в повести Ивана Франко “Борислав смеется”

Славный украинский писатель Иван Яковлевич Франко – сын своего обездоленного народа. Он прошел тернистыми путями и был искренним советником рабочего люда. Именно в повести “Борислав смеется” отобразился временной пласт, когда писателя заинтересовала идея марксизма, когда он ознакомился с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Наблюдая за жизнью рабочих в свете прочитанного, Иван Яковлевич выступает против недооценки роли тружеников в движении протеста на Галиции.

В 1880 году после второго ареста автор пишет повесть непокорности

и печатает ее. Со временем взгляды Франко очень изменились, а произведение осталось без концовки. Но основные моменты зарождения сознания в рабочих и перерастание стихийной борьбы в организованную нашли свое место в повести и сыграли важную роль.

На бесконтрольную огневую стихию была похожа борьба народа на Западной Украине. Первой искрой в повести можно считать несчастный случай при закладке камня для новостройки господина Леона. Он вызвал еще и другие искры – ломоть кирпича, который летел из натруженных рук в господина Германа Гольдкремера. Темные тучи несправедливости и притеснения сгущались

над головами бесправного люда.

Все сильнее клекотала в груди магма оскорбления, ненависти к господам, жидам, управляющим. Этот клекот усиливали, как дрова огонь, рассказы тружеников-побратимов, Прийдиволи о гибели его невесты Варки и старого Матия, о трагической судьбе Ивана. Полторака. Они конкретизируют образ общей несправедливости.

Но несправедливость-неправду народ терпит до определенной поры. Настанет день, когда для “зарубок” злодеяний не хватит места ни на палках, ни в сердцах! Но огонь еще не разгорелся. В поисках заработка люди из сел шли в Борислав и практически бесплатно работали на нефтяных промыслах.

Над ними издевались, но те терпели и молчали. Нашлись рабочие с особым чувством достоинства и справедливости, “высокие рослые и крепкие, будто дубы, будто исполины”. Побратимы стремились к мести за каждую отдельную несправедливость.

Маленькие огоньки протеста не способны осуществить то, что сделает костер-пожарище священной борьбы.

Этого не могли понять братья Басарабы и их побратимы. Они лишь знали: “так не должно быть”. Труженики сами не осознавали своей силы, не верили в нее.

Жили, не зная ничего о “большом росте работничьей общности”, о том, что другие рабочие организовываются для большой борьбы. И вот, случайно попав в бедный дом Матия, Бенедя Синица проникся их болью. Он, “… очень был впечатлителен…, хоть и чужая боль”. Положение этих серых, обездоленных людей обеспокоило Бенедю.

Труженики Борислава были одинокими в своей безысходности и несправедливости и не общались с рабочими из других городов. Бенедя влился в ряды побратимов, но сразу определил свое место фразой, что буду “Вашим побратимом, но не слепым орудием вашей воли… Буду думать вместе с вами над тем, есть ли выход из огромной, всенародной несправедливости!” “Бывший дрогобыцкий каменщик” уже имел опыт объединения людей.

Он в спорах с братьями Басарабами, в организации кассы взаимопомощи все время доказывал, что “община – великие люди”. И поэтому советует привлекать к рабочему братству больше людей, указывая им главную цель. И зарождается у Бенеди Синицы идея организованного противостояния: “Если бы все эти тысячи людей сговорились вместе: не будем работать, пока нам плату не прибавят”. Он знал, он верил, он убеждал.

Поэтому и избрали Синицу предводителем, который постоянно совещался с товарищами, хотел познать истину, несмотря на уверенность в правильности избранного пути. Сплоченность людей одних взглядов и профессии выглядит в повести очень естественно. Автор тонко и образно сравнивает побратимский круг с ульями пчел.

Наступает и у пчел время, когда “пчелы-работницы как-то таинственно шепчутся между собой…Кто его знает, что такое готовится в пчелином царстве?” Такое же, до сих пор невиданное в Бориславе, происходило и с тружениками. Возродилась между людьми какая-то дружественность, один заступался за другого при выплатах, при жидовых бранных словах. И обидчики спорили, но отступали.

Побратимы пошли к общине, чтобы слова смогли получить еще большей движущей силы и вылились в направленную лаву огня, которая испепеляет и очищает землю от паразитов. Братья Андрусь и Сеня Басараби, Стасюра, молодой Прийдиволя, Матий, хотя в начале и выступают как стихийные борцы против несправедливости, но под влиянием умных доказательств и раздумий Бенеди Синицы теперь все вместе понесли искорки к рабочим людям, чтобы сплотить их для организованной борьбы против тех, кто забирает их жизни. И вот, в конце концов, выстраданный костер – забастовка!

Может, не совсем умело сложенный костер, но он разгорелся, запылал.

Иван Франко в своей повести очень реалистически и оптимистически изобразил рабочих как общественную организованную силу. Доказал на ярких примерах, что отсутствие опыта революционной борьбы в Галиции не могло не привести к ошибкам, к поражениям забастовки. Но произведение не несет пессимизма. Остается с тружениками и их предводителем Бенедей Синицей вера, твердость.

Своим произведением Иван Яковлевич сумел показать преимущества организованной борьбы над стихийными вспышками протеста и очень полно изобразил разногласия между пролетариатом и буржуазией благодаря образам простых рабочих и богатеев-обидчиков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение рабочей забастовки в повести Ивана Франко “Борислав смеется”