Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отобразившие действительное состояние страны того времени. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь смеется над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».
В 1836 году комедия Гоголя была
Гоголь создал правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему царской России.
Маленький захолустный городок, где царит произвол и отсутствует элементарный порядок, где у власти стоят мошенники и лихоимцы, воспринимается как
Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, указывая на то, что такой тертый калач, как городничий, не мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Так, Пушкина в Нижнем Новгороде приняли тоже за ревизора.
Развитие сюжета строится на запуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник.
Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола вырисовывается из реплик чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели; решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят устройством своих ничтожных личных дел. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.
Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он «стучит» мнимому ревизору на своих коллег. (Доносы при Николае I были в большом ходу.) Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо. Он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредной вольной мысли не допустят. Второй план пьесы — купцы, мастеровые, полицейские, т. е. вся уездная Россия.
Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут существовать при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.
Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание показать хотя «с одного боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». И, подчиняясь задуманному, в центре поэмы не герой, а «антигерой» аферист Чичиков.
Гоголевский Чичиков — образ необыкновенный, обладающий какой-то сверхмагической силой. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», — пишет Гоголь.
Чувства Гоголя к Чичикову отражают отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимал Гоголя постоянно. Пытаясь найти ответ на него, писатель все время погружает Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивает героя с мертвыми душами», создает почти абсурдные ситуации.
Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах: изображает мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.
Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикова была нелегкой. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться сам, ловко эксплуатируя свой ум, манеры, обходительность, к тому же особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив наставление отца: «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и «накопительству» копейки.
Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из собой этот человек. Он пишет: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью». Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, — это не лишает его чувства страха, присущего каждому человеку.
Пожалуй, один только Ноздрев непроизвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели. бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве», — радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков — авантюристы, только разного плана.
Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова — умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи, присущие портрету Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной.
Мелочность уживалась в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгую службу, особенно знание человеческих душ, непреодолимая страсть к накопительству не позволили герою после финансового краха впасть в отчаяние. Напротив, ему почти удалось осуществить «блестящую идею», посетившую Чичикова в дни уныния.
Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный куш.
Чичиков — великолепный психолог. В этом плане он превзошел всех помещиков губернии: Манилова — в прожектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина — в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.
«Камнем преткновения» Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и «дубиноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу!
Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил!
Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной России часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, созревавшая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению «Чичиков — делец-приобретатель», можно было бы добавить — «в российских условиях».
«Милый подлец» Чичиков все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, он не перестанет быть дельцом, а в это понятие на Руси вкладывали всегда отрицательный смысл. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и осуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.
Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но не только они волнуют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке.
Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний, вызывает ужас. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны». И все же здесь есть светлое явление.
Это смех, который сможет, будем надеяться, вылечить душу.