Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (1)
С самого начала своей творческой деятельности Н. В. Гоголь стремился создать комедию, основанную на общественных, а не личных отношениях, комедию, которая была бы направлена “не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги”. И этой цели он достиг в “Ревизоре”, произведении, которое стало подлинно общественной комедией с “правдой” и “злостью”. Сам автор считал, что именно здесь смех его получил серьезное значение.
Предметом своей сатиры Гоголь избрал
Автор раскрывает не только сами недостатки, но и их корни, общие условия, которые влияют на поведение действующих лиц. Почему, например, такой опытный служака, как городничий, “сосульку,
Он выдвигает на первый план целый коллектив – чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обитателей. Сатира Гоголя направлена против общего порядка. И взятка здесь не центральный элемент, а только одна из подробностей общей картины, одно из следствий этого порядка.
В своей комедии автор рисует яркие и отчетливые образы всех действующих лиц. Характеры провинциальных чиновников раскрываются в их поведении, но еще в большей степени – в самой манере разговора. Тут что ни слово, то яркая типическая черта: трусость, убожество мысли, ограниченность понятий – и все это в сочетании с глупой самоуверенностью и легкомысленной решительностью суждений.
Так, в солдафонской речи городничего мы видим быстрые переходы от грубости и бешенства к трусости и льстивому угодничеству. Эти черты прослеживаются и в мыслях, которыми постоянно занята его голова: “Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?..”. Типичный взяточник, не привыкший “пропускать того, что плывет в руки”, он, между тем, стремится показать себя солидным. И в этом – его низменная натура, ограниченность его кругозора.
Речь другого персонажа, Хлестакова, претендует на “светскую” образованность. Но только претендует. Глуповатый, он говорит и действует без всякого соображения. Он один из тех, кого в канцеляриях называют пустейшими.
В своем вранье он дает полную волю своей беспорядочной фантазии. И в этой сказке, которой он тешит свое воображение, видна его внутренняя нищета, бедность его натуры. Он не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание и при этом хвастается: “У меня легкость необыкновенная в мыслях”.
Не слишком отличаются от этих героев и другие участники событий. Так, в речи судьи звучит претензия на “глубокомыслие”: он прочитал пять или шесть книг и потому каждому своему слову стремится придать вес. В услужливой, суетливой речи Земляники ясно отражается его натура проныры и угодника. Стремясь отвести от себя подозрение, он готов выложить все про любого из жителей.
Простодушная до наивности речь почтмейстера содержит элемент “литературности”: “описываются разные пассажи… а назидательность какая…”. Трусливым поклонением наполнена неугомонная болтовня любопытных и пронырливых Бобчинского и Доб-чинского: “Он и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? “
Творчество Гоголя, и в первую очередь его комедия “Ревизор”, сыграли большую роль в развитии общественной мысли. А в знаменитой фразе городничего: “Чему смеетесь? над собой смеетесь!”, – слышен вопрос-ответ самого автора, адресованный всему правящему классу современного ему общества.