История создания мастера и маргариты

1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом. Первые редакции романа были написаны в 1928-1929 гг., но по неизвестной причине сожжены автором.

Так, в письме правительству СССР от 28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…

» К счастью, сохранились

две тетради черновиков и наброски некоторых глав. Долгое время занял мучительный поиск названия для своего романа.

Булгаков неоднократно менял одно название на другое: «Гастроль…», «Сын…», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Но чаще всего встречается «Черный маг». Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг., однако сильное физическое и психическое переутомление мешают ему.

30 мая 1931 г. Булгаков пишет письмо Сталину, где пытается объяснить свое состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками

страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен. Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.

Причина болезни моей мне отчетливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет.

Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе…

Причина моей болезни — многолетняя затравленность, а затем молчание». Осенью 1932 г. М. А. Булгаков снова возвращается к своему замыслу.

В романе появляются новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.

Многие исследователи творчества Булгакова связывают появление образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, с женитьбой писателя на Елене Сергеевне Шиловской.

«Это была судьба», — так позднее скажет он о встрече с ней. В 1933-1934 гг. Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа», затем «окончательную разметку глав романа». При этом писатель знает, что его Роман вряд ли будет опубликован, но продолжает работать.

Работа над третьей редакцией была завершена к октябрю 1934 г. Видимо, уже тогда писатель осознал всю грандиозность своего творения.

30 октября Булгаков начинает работу с заклинания: «Дописать раньше, чем умереть». В итоге к 1936 г., после напряженных восьми лет работы над романом, он подготовил шестую полную черновую редакцию. Но это еще не была окончательная версия.

Булгаков продолжал вносить дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась.

Тогда же появилось и бессмертное название «Мастер и Маргарита». К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку. Писатель продолжил делать правку романа вплоть до самых последних дней жизни. Поправки в текст вносились Елены Сергеевны Булгаковой.

Порой, перед самой кончиной, почти ослепший писатель сам брал в руки карандаш и правил текст.

Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 г. Он так и не увидел своего творения в печати. Публикацией романа занялась Елена Сергеевна Булгакова, которая перепечатывала роман дважды — в 1940 и в 1963 гг. Она же была и его первым редактором. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, словно подтверждая слова самого М. А. Булгакова: «Рукописи не говорят!» Впервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с громадными купюрами (более 150 изъятий текста).

В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки.

В России полный текст романа появился лишь в 1973 г.


История создания мастера и маргариты