Главные герои “Мастера и Маргариты”

План

Главные герои “Мастера и Маргариты” Воланд Мастер Маргарита Бездомный Иван Свита Воланда Фагот-Коровьев Азазелло Кот Бегемот Персонажи романа Мастера Понтий Пилат Иешуа Га-Ноцри Левий Матвей Иуда из Кириафа Герои московского мира

С момента первого издания не иссякает притягательность романа Михаила Булгакова, обращаются к нему представители разных поколений, разного миропонимания. Причин тому – множество.

Одна из них – в том, что в романе ” Мастер и Маргарита ” герои и их судьбы заставляют переосмысливать

жизненные ценности, задумываться над собственной ответственностью за творимые в мире добро и зло.

Главные герои “Мастера и Маргариты”

Произведение Булгакова представляет собой “роман в романе”, и главные герои “Мастера и Маргариты” Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.

Воланд

Сатана, Дьявол, “дух зла и повелитель теней”, могущественный “князь тьмы”. Посетил Москву в роли “профессора черной магии”. Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей

в театре-варьете, делает вывод о том, что они “обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их”.

Давая свой “великий бал”, вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан.
Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.

Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.

Мастер

Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого.

Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.

“Прощание свершилось, счета оплачены”, и Мастер с Маргаритой обретают покой и “вечный дом”.

Маргарита

Красивая и умная женщина, жена “очень крупного специалиста”, ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его “тайной женой”, другом и единомышленником.

Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.

Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.

Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

Бездомный Иван

Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа -, “человек невежественный”, недалекий, считает, что “сам человек и управляет” своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.

После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его “чудовищны”, обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.

В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии.
Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах “Мастера и Маргариты” Булгакова.

Свита Воланда
Фагот-Коровьев

Старший подручный в свите Воланда, ему поручаются самые ответственные дела. В общении с москвичами Коровьев представляется секретарем и переводчиком иностранца Воланда, но непонятно, кто он в действительности: “маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто”. Он постоянно в действии, и, что бы ни делал, с кем бы ни общался, кривляется и паясничает, кричит и “орет”.

Манеры и речь Фагота резко меняются, когда он говорит с теми, кто заслуживает уважения. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером.

Лишь при последнем появлении на страницах романа Фагот предстает в истинном образе: рядом с Воландом скакал на коне рыцарь “с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. Когда-то наказанный за неудачный каламбур на тему света и тьмы ролью шута на долгие века, теперь он “свой счет оплатил и закрыл”.

Азазелло

Демон, помощник Воланда. Внешность “с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию”, с бельмом на правом глазу, отталкивающая. Его основные обязанности связаны с применением силы: “надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде”.

Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.

Кот Бегемот

По определению самого Воланда, помощник его – “шут гороховый”. Он является пред жителями столицы в виде “громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами” кота или полного человека с физиономией, похожей на кошачью. Шутки Бегемота отнюдь не всегда безобидны, а после его исчезновения по всей стране начали истреблять обычных черных котов.

Улетая в свите Воланда прочь от Земли, Бегемот оказывается “худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире”.

Гелла. Служанка Воланда, ведьма-вампир.

Персонажи романа Мастера

Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.

Понтий Пилат

Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный.

Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть.

Слова Га-Ноцри о том, что “в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость”, игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах “двенадцать тысяч лун”. Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.

Иешуа Га-Ноцри

Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда “рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины” и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен.

Перед казнью он прощает своих палачей.

В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.

Левий Матвей

Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.

Иуда из Кириафа

Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата.

Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.

Герои московского мира

Характеристика героев романа “Мастер и Маргарита” будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.

Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.

Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. “Наушник и шпион”, по определению Воланда.

Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.

Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах “обнаруживал солидную эрудицию”. Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть “внезапно смертен”.

Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

Босой Никанор Иванович. “Деловой и осторожный” председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась “нехорошая квартира”.

Варенуха. “Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор”.

Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.

Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении “техники фокусов”.

Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине “второй свежести”.

Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа “Мастер и Маргарита” и не теряться в вопросе “кто есть кто”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Главные герои “Мастера и Маргариты”