Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы
Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления.
По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало,
Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно
Например, при изучении темы «Коренные и пришлые народы Ямала» в курсе литературного краеведения можно предложить такие утверждения:
Коренные народы Ямала — самоеды, остяки, вогулы, остяко-самоеды, татары. Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Численность коренных народов Ямала около 58 тысяч человек. Численность пришлых народов на Ямале примерно в 6,5 раза больше численности коренных народов.
Коренные народы Ямала имеют близких родственников в Европе. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы. Письменность у коренных народов Ямала появилась только в 30-х годах ХХ века.
После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?
Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.
Прием «Верите ли вы…» можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала учитель демонстрирует фотографии или портреты писателя, а затем предлагает утверждения. Например, при знакомстве с биографией А. Н. Островского можно предложить такие утверждения:
Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Островского называли «Колумбом Замоскворечья». Окончил филологический факультет Московского университета. Служил секретарем в суде.
Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем». По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Писал о себе: «У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия.
И меценат, и защита». Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.
При изучении биографии можно использовать и прием прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А. С. Пушкина» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворения Пушкина, расположенные не в хронологической последовательности (они должны быть в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора!..», «Если жизнь тебя обманет…».
Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.
После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определенному этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.
Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.
Проиллюстрируем это фрагментом урока «Пословицы северных народов» (литературное краеведение — третий урок курса). Учитель сообщает, что этот урок — знакомство с одним из жанров уникального северного фольклора, который ненцы называют И’ нгудм’мэта вада’хара» .
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Предположения записываются.) Затем учитель предлагает несколько подсказок, направляющих учеников и позволяющих напомнить особенности пословиц:
В. Даль называл это «стоном и вздохом, плачем и рыданием» (записываются новые предположения или проводится корректировка ранее записанных) ; «радостью и весельем» (ведется запись, корректировка) ; «цветом народного ума» (запись, корректировка) ; оно есть в устном народном творчестве любого народа, потому что слово — цветочек, а Оно — Ягодка.
С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф. Бекон. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.