Идея или теория Раскольникова и ее крах по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

В своем известнейшем романе Достоевский изображает столкновение теории главного героя с логикой жизни. Писатель убежден в том, что любая теория делается несостоятельной при столкновении с жизненной реальностью. Следовательно, нельзя строить жизнь по теории.

Поэтому основная философская мысль «Преступления и наказания» раскрывается не через систему логичных доказательств и опровержений, а в результате столкновения человека, одержимого преступной теорией, с реальными жизненными процессами, которые эту теорию опровергают.

Бывший

студент Раскольников, размышляя над вопросами о смысле жизни и предназначении человека, разработал собственную теорию, основанную на идее неравенства людей.

Убийство старухи-процентщицы он задумал для того, чтобы проверить свою теорию на практике. Таким образом, главный герой романа совершает убийство, как будто против своей воли, действует, словно по крайней необходимости.

Раскольников прекрасно осознает, что совершает низкий и подлый поступок, но по-другому он не сможет убедиться в своей избранности.

В трактире Раскольников случайно подслушал высказывания студента об убийстве ради достижения

высоких целей: старуха-процентщица настолько никчемное существо, что ради помощи другим людям ее стоило бы убить. Раскольников, убежденный в правильности своих действий, идет на преступление. По роковому стечению обстоятельств ему приходится убить не только старуху, но и ее сестру Лизавету, чтобы избавиться от свидетеля. Совершив убийство, Раскольников отделил себя от других людей, от своих близких и родных.

Он уже не может общаться с ними как прежде, это доставляет ему невыносимые мучения. Раскольников страдает от сложной душевной борьбы, которая происходит внутри него. Однако юноша по-прежнему убежден в правильности своей теории и презирает себя за слабость, ведь, совершив преступление, он не должен был испытывать угрызений совести. Страшная мысль о том, что его теория сходна с жизненными принципами Свидригайлова и Лужина не дает покоя Раскольникову.

Он ненавидит и презирает этих людей, но в душе понимает, что не имеет на это права. Чуткая и благородная душа Раскольникова столкнулась с его бесчеловечной теорией, положение оказалось ужасным.

Таким образом, идея Раскольникова о том, что избранные люди, настоящие «властелины» имеют право на преступление во имя великой цели, оказалась совершенно абсурдной. Измученный одиночеством, душевными муками и сомнениями Раскольников встает на путь смирения и покаяния, отказываясь от какого-либо протеста. Может быть, слова раскаяния звучат не очень убедительно из уст Раскольникова, но главное то, что они все-таки звучат.

Достоевский стремится убедить своего читателя в бессмысленности и даже вредности активной борьбы против существующего порядка. Такая борьба разрушительна для самого человека. Лишь подлинная христианская любовь и смирение могут помочь человеку достичь счастья и гармонии в жизни.

А благородная цель не может оправдать насилие, какой бы великой она не была.


Идея или теория Раскольникова и ее крах по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)