Образ главного героя Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Супруга писателя Достоевская А. Г. вспоминает, что написание романов давалось Федору Михайловичу сравнительно легко. Однако с большими трудностями, мучительно и долго происходило всегда создание плана. В случае с книгой “Преступление и наказание” дело обстояло так же.
Раскольников, главный персонаж романа, возник из другого сюжета, а остальные герои уже давно получили свои имена и существовали в черновиках писателя.
Бывший студент Раскольников, “человек из подполья”, скорее напоминает антигероя, чем положительный персонаж.
Этот
Свои последние деньги он оставляет Мармеладовым (потом, правда, хочет вернуться и забрать деньги обратно, но не делает этого). Раскольников – сильный, талантливый человек, даже, возможно, гений. Но сложные условия существования загнали его в такой тупик, что дальше “некуда идти”, все краски жизни выгорели, остались только оттенки серого.
Раскольников не знает, как изменить свою жизнь к лучшему
Внешность Раскольникова очень выразительно подчеркивает его внутренний разлад и отсутствие духовной гармонии.
Родион говорит, ходит, смеется – будто в лихорадке. Это состояние не покидает его до самого конца книги. Он задается вопросом: ” Кто я? Тварь дрожащая?
Или право имею?” Чтобы найти ответ, юноша решается на убийство старухи-процентщицы. В нем, словно просыпается некий гений злодейства и педантизма. Он расчетливо продумывает каждую деталь преступления: пришивает петельку для топора слева, фальшивый заклад упаковывает так, чтобы старушка не смогла быстро развязать пакет.
Все это делается Раскольниковым с одной лишь целью: доказать прежде всего самому себе, что он не “тварь дрожащая”, а значит, обладает властью и способностью управлять судьбами других людей.
Конечно, жизнь вредной старушонки была никчемной, а цели Раскольникова – великими и благородными (он хотел с помощью денег старухи сделать других людей счастливее). Вот только Родион еще не осознал пока, что любое насилие – это зло, и ничего хорошего оно не приносит. Раскольникову пришлось совершить двойное злодейство, убив еще и тихую, безобидную сестру старухи Лизавету, как свидетеля.
Одно зло всегда порождает другое. Юноша пока не понимает этого. Он совершил убийство и оказался на грани, все его мировоззрение рушится. Раскольников переступил черту и очутился по другую сторону нравственности, но его чистая и светлая душа была не готова к этому.
Внутренний разлад усилился, это стало приносить ужасные страдания. Долгий путь пришлось пройти Раскольникову через исправление и покаяние к новой жизни.
По Достоевскому, человек по природе своей открыт для Бога и добра. Многое в образе Раскольникова взято из личных переживаний писателя. Отдельные мелочи перенесены в роман из биографии самого автора (например, Евангелие под подушкой уже в каторжном госпитале).
Возможно, по этой причине роман имеет очень светлое и счастливое завершение. Раскольников обретает настоящую любовь и подлинную духовную гармонию. Так начинается совсем новая история о постепенном возрождении человека.