Идейное содержание поэзии Александра Ивановича Полежаева
Во второй половине 20-х годов главную роль продолжает играть поэзия; развивается творчество поэтов, близких к Пушкину; появляются и новые имена. Александр Иванович Полежаев (1804-1838). Полежаев был видным поэтом демократического направления. Трагично сложилась его жизнь: незаконный сын пензенского помещика Струйского и дворовой, выданной потом замуж за сына саранского купца Полежаева, он в детстве и юности чувствовал ущербность своего положения — и материального, и морального.
Мать умерла, когда сыну исполнилось 5 лет, а два года спустя
В 1820 г. он сдал экзамены на историко-философский факультет Московского университета. Там он прославился своими острыми политическими эпиграммами. В середине 20-х годов в «Вестнике Европы» и альманахах печатаются первые стихотворения Полежаева, среди них «Валтасар» — стихотворение в духе декабристской поэзии.
Написанная в 1825 г. поэма «Сашка» распространялась в списках. Напечатает ее впервые Н. П. Огарев в 1861 г. в Лондоне в сборнике «Русская потаенная литература XIX века». Герцен отозвался о поэме:
Судить решительно и смело Умом своим о всех вещах И тлеть враждой закоренелой К мохнатым шельмам в хомутах. (То есть к духовенству)
В «Сашке» Полежаев прямо призывал к свержению тиранов: Когда тебе настанет время Очнуться в дикости своей, Когда ты свергнешь с себя бремя Своих презренных палачей? (193) Подручные Бенкендорфа донесли о поэме царю. Николай I приказал привести Полежаева во дворец, заставил его прочитать «Сашку» и, разъяренный, заявил: «Я положу предел этому разврату! Это все еще следы, последние остатки: я их искореню!» Полежаев был отдан в солдаты. Но и в новых тягостных условиях продолжается творческая жизнь поэта.
В поэме «Арестант» (1828) он реалистически рисует царскую тюрьму и реальный образ политического заключенного, противника царя. В стихотворении «Песнь пленного ирокеза», восхитившем Белинского, воспевается мужество, стремление к свободе и независимости индейца, до конца борющегося с врагом. В стихотворении «Осужденный», являющемся литературным манифестом, Полежаев рисует образ поэта-борца, поэта-мученика.
В стихотворении «Водопад» Полежаев отталкивается тематически от одноименного произведения Г. Державина. Однако идейная направленность стихотворения совершенно иная — водопад напоминает поэту желанную свободу. Он отходит от романтических приемов. Поэмы, посвященные кавказской тематике,- «Эрпели», «Чир-Юрт» были новаторскими; в них правдиво рисовался народ, показывалась его роль в судьбах страны.
Главной задачей поэта Полежаев считал его связь с народом, способность делить с ним его судьбу. В духе лермонтовского «Валерика» описывались тяжести и лишения военного быта кавказского солдата, причем на первый план выдвигалась будничная сторона войны.
Жестокости войны показаны и во второй поэме — «Чир-Юрт». Реально рисуется картина боя — поле, усеянное трупами, залитое кровью. В поэмах нет индивидуального героя, нет ярко выраженного сюжета.
Рассказывается о походе отряда солдат. Описание дано в очерковом плане. Полежаев предварял очерковость многих некрасовских произведений.
Поэт часто обращался к устному народному творчеству. Фольклор гребенских казаков использован им в балладе «Казак» и в цикле «русских песен» — «Сарафанчик», «Разлюби меня, покинь меня…», «Узник», «Грусть».
В последний период творчества (1833 — 1838) Полежаев создает произведения с разночинско-демократическими идеями. Он пишет о народе как о творце истории, о насильственном свержении деспотизма. Это отчетливо сказалось в поэме «Кориолан»:
Те волны, то море — народная сила; Скала — побежденный народом герой
Цензура разгадала хитрость автора — перенос действия в Рим, и поэма была запрещена к печати. Идеи «Кориолана» разработаны и в стихотворении «Негодование», где поэт призывает к свержению угнетателей. В стихотворении «Опять некто» (1835) Полежаев открыто выступает против Николая I, говоря от лица солдатской массы:
Так умри же теперь, Православный наш царь, Николай Государь
Традиции революционного романтизма проявились в поэмах «Видение Брута» и «Корцслан». Начав с сентиментального романтизма, Полежаев двигался в направлении реализма. Пушкинская поэзия весьма ощутимо влияла на творчество молодого поэта. В свою очередь, поэзия Полежаева оказала известное воздействие на поэзию Лермонтова и Некрасова.
Полежаев был продолжателем демократических традиций предшествующей поэзии и предшественником революционно-демократической поэзии поэтов-шестидесятников.