Идейное содержание романа “Анна Каренина”

В 1873 г. Толстой начинает писать новый роман – “Анна Каренина”. “Анна Каренина” писался в 70-е годы (1873-1877). Перед Толстым все настойчивее начинают вставать вопросы, которые тревожили его уже в 50-60-е годы: вопросы о смысле и цели жизни, о судьбах дворянства и народа, о взаимоотношении города и деревни, о жизни и смерти, о любви и счастье, о семье и браке и т. п. Постановка и решение этих вопросов составляют идейное содержание романа “Анна Каренина”. Действие романа развертывается на широком и сложном социальном фоне.

Перед нами

проходят самые разнообразные слои русского общества В центре внимания автора стоит дворянское общество. Как изображено оно в романе? Толстой – великий реалист. Показывая быт своего класса, он видит его недостатки, подходит к нему критически, а иногда даже сатирически.

Критическая струя в романе обусловлена, несомненно, идейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращенному светскому обществу. Центральный образ романа – Анна Каренина, представительница великосветского общества 70-х годов, жена крупного петербургского

сановника.

Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Но Анну выделяет из ряда великосветских женщин не столько ее внешность, сколько сложность и своеобразие ее душевного облика. Не удивительно, что в душе ее должна была проснуться неудовлетворенность пустой светской жизнью.

К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному. Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав для Вронского мужем, сыном, блестящим общественным положением, Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она естественно приходит к мысли о смерти. “Я хочу любви, а ее нет,- думает Анна.- Стало быть, все кончено”.

Ту же мысль, что для нее все кончено, Анна выражает другими словами: “Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?” И Анна бросается под поезд.

Анна Каренина – замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. Но трагизм ее положения и судьбы было бы неправильно объяснять только непосредственностью ее натуры. Он лежит глубже – в условиях той социальной среды, которая обрекла женщину на общественное презрение и одиночество. Алексей Вронский – второй из главных героев романа.

Это – один из наиболее блестящих представителей великосветских кругов России своего времени. “Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый… он и образован, и очень умен” – так характеризует Вронского Стива Облонский. Граф Вронский ведет образ жизни, типичный для молодого, обеспеченного аристократа.

Он служит в одном из гвардейских полков, тратит сорок пять тысяч рублей в год, очень любим товарищами и во всем разделяет взгляды и привычки своей аристократической среды. Полюбив Анну, Вронский понял, как дурно жил он прежде, понял, что он обязан изменить обычный уклад своей жизни. Жертвуя честолюбием и свободой, он выходит в отставку, расстается с привычной светской средой и начинает искать новые формы жизни.

Моральная перестройка Вронского, однако, так и не привела его к выходу, который дал бы ему полное жизненное спокойствие и удовлетворение. Потрясенный самоубийством Анны и внутренне опустошенный, он сам начинает искать смерти и уезжает добровольцем на войну в Сербию.

Таким образом, конфликт с социальной средой, в которой Вронский оказался косвенно замешанным, связав свою судьбу с Анной, и его привел к жизненной катастрофе. Алексей Александрович Каренин, муж Анны,- один из “столпов” высшего дворянского общества, представитель сановной бюрократии столицы. Образ Каренина нарисован Толстым резко сатирически. В этом сказалось отрицательное, враждебное отношение автора к бюрократическим сферам страны – защитникам официальной государственности, проводникам и охранителям ложной городской цивилизации.

Полную противоположность людям великосветского общества, изображенного в романе, представляет собой Константин Левин. Левин выступает в романе прежде всего как убежденный враг городской культуры и цивилизации. Он ненавидит столичную жизнь с ее ложью, суетой, условным этикетом и развратом,

Идеал Левина – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в (спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем “опрощения” воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности (часть 3-я, глава XII). Мечты ор опрощении Левин, конечно, не осуществляет. Он так и остается барином, пытаясь в условиях дворянско-усадебного быта найти формы деятельности, которые упрочили бы экономику его хозяйства и в то же время дали ему нравственное удовлетворение.

Левин энергично берется за организацию хозяйства, вырабатывая целую программу экономического сотрудничества барина и крестьянина. Классовая ограниченность мешает ему понять, что на пути к его сближению с крестьянской массой стоит одно чрезвычайно важное препятствие – социальное неравенство. Левин подменяет социальную проблему, стоявшую перед ним, проблемой моральной. “Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват”, – говорит он.

В романе исключительно полно изображается внутренняя жизнь Левина. Так как рационализаторская деятельность помещика переплетается у него с поисками личного счастья, то перед нами проходит и история любви Левина, Левин находит свой идеал. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера, осветившая ему “смысл жизни”, – вот что делает героя романа вполне счастливым и уравновешенным.

Он получает то “радостное, общее с мужиками знание, которое одно дает спокойствие души”.

Автобиографическое значение образа Левина несомненно. Левин пережил тяжелый нравственный кризис дворянского самосознания, который переживал в 70-х годах и сам Толстой. В романе “Анна Каренина” Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор.

Он ставит в романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху, когда в России “все переворотилось” и только начинало укладываться. Среди этих вопросов два особенно привлекали внимание Толстого: вопрос о положении женщины в семье и обществе и вопрос о роли в стране дворянского класса и его перспективах.

В плане постановки “проблемы семьи” трактуется Толстым образ Анны

Карениной. Толстой осуждает Анну не за то, что, она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов лицемерному светскому обществу, а за то, что она посмела ради ЛИЧНОГО чувства разрушить семью. В автобиографическом образе Левина Толстой вскрывает свой собственный путь искателя смысла жизни, утверждая ряд таких взглядов, к которым он пришел трудным, мучительным путем.

Толстой призывает дворянство бросить безнравственную, пустую и нездоровую городскую жизнь, грозящую разорением и вырождением, и обратиться к своему основному, исконному делу – организации сельского хозяйства на условиях, примиряющих интересы крестьянина и помещика.

Взгляды Толстого, выраженные в романе, во многом утопичны. Заслуга Толстого в том, что он в переломную эпоху русской жизни поставил важные и сложные вопросы, привлекая к ним внимание общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейное содержание романа “Анна Каренина”