Гуманизм в творчестве Андрея Платонова

Творчество писателя Платонова занимает особое место в русской литературы. Его интересно читать, анализировать, чувствовать. Произведения Платонова отличаются своей непредсказуемостью, неожиданностью событий. Еще в то время и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев.

Эти особенности поражают и нас, современных читателей.

Именно это порывает даже самых

яростных обличителей Платонова на восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека.

Платоновские произведения отличаются отсутствием метафоричности, что присуще «традиционному» стилю сравнения в повествовании. Платонов, скорее, использует прием «деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверх смысла.

Любимая синтаксическая

конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя.

Писатель настолько умеет жалеть человека, что читатель невольно окунается в мир героя, в его внутреннее состояние и сам желает оказать ему помощь в трудных ситуациях. Потребность проливать слезы над чужим горем у Платонова настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения… Фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений…

Он делает все, чтобы вызвать у читателя единственное из известных наслаждений — чувство жалости, ради чего сгущает краски, преувеличивает, окунает нас во все переживания героев «с головой».

Платонов написал в 20 — 30-е годы замечательный по содержанию рассказ «Потомки солнца». Само название привлекает читателя и манит его открыть и прочитать данное произведение. С рассказом «Потомки солнца» школьники знакомятся в хрестоматии для XI класса.

Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством «Просвещение».

Писатель выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Это прослеживается на протяжении всего рассказа, который разделен на четыре смысловые части. В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя — инженера Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими».

Во второй части мы узнаем, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара.

Вогулов считает, что «Земля, с развитием человечества, становится все более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют ее образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью.

Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии — ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать — тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова».

Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережевывали ее. Безумие работы охватило человечество.

Температура была доведена до предела — дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие».

В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, «остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней». Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется «постигнуть мир… и пересоздать вселенную», убежденный в своем праве «беспощадно» вмешаться в создание творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства».

Смысл жизни Вогулова заключается в идее перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество людей. «Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который «делал ненужной вечность — довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта. Для чего же ему нужна эта «перестройка»? Зачем он стремиться к этому?

Платонов объясняет нам это в заключительной части рассказа. Любовь — вот причина всех его стремлений. Трагическая молодая любовь главного героя явилась толчком ко всем его свершениям. Здесь же писатель делает вывод, что: «Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему».

Рассказ «Потомки солнца» учит нас, читателей, тому, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать ее, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов.

Платонов через свои произведения показывает нам силу и величие чувств, учит жить, а не существовать, учит быть человеком с большой буквы. Необходимо всегда оставаться, прежде всего, человеком, а не «машиной», следовать принципам гуманности и преданности тому, чему мы обязаны всем тем, что имеем. Человек — не царь природы, а ее часть, ее дитя.

Он как родной сын должен любить, уважать, защищать ее, не давать в обиду. Ведь человек без природы — ничто, без нее он не способен существовать.


Гуманизм в творчестве Андрея Платонова