ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА

Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской лите­ратуре, многие из которых впоследствии нашли отражение в произ­ведениях писателей второй половины XIX-XXВеков. Характер­ные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгако­ва.

Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых по­вестях и рассказах Гоголя существуют два мира — реальный и фантастический. Они параллельны, но могут и пересекаться, взаи­модействовать, что обычно приводит к возникновению

сверхъесте­ственных явлений в среде людей. Это видно в гоголевских «Вече­рах на хуторе близ Диканьки».

Диканька и Петербург в рассказе «Ночь перед Рождеством», Киев в «Страшной мести» вполне реаль­ны, но появление черта и колдуна говорят о присутствии потусто­ронних сил. Также и Москва у БулгаковА — совершенно реальный город, но в нем есть и нечистая сила в лице Воланда, Азазелло, Ко-ровьева и Бегемота.

Изображение Москвы БулгаковЫм также восходит к гоголев­ским традициям. Москва в целом — замкнутый мир, каким пред­стает и город в » Мертвых душах» или в «Ревизоре»,

обособленный от страны и в то же время отождествляющийся с ней. Жители это­го города и Москвы олицетворяют все пороки, свойственные чело­вечеству.

Гоголевские традиции нашли отражение в романе БулгаковА «Мастер и Маргарита» И при изображении нечистой силы. Ее пред­ставители способствуют раскрытию характеров героев. Так, благо­даря черту и ведьме Солохе в рассказе Гоголя «Ночь перед Рожде­ством», человеческие грехи появляются на поверхности. Голова, дьяк, сам черт — все они пытаются добиться благосклонности Со-лохи, опускаясь до лицемерия и обмана.

Это можно увидеть в «Со­бачьем Сердце» И «Мастере и Маргарите», где Булгаков показывает подлую душу Шарикова, пьянство Степы Лиходеева, трусость Рим­ского, взяточничество Никанора Ивановича, лицемерие, Варенухи. Воланд приходит в человеческий мир через две тысячи лет узнать, изменились ли люди или нет. Оказывается, что нет.

Фактически это демонстрируют Боланд, Азазелло и Бегемот на сеансе черной магии. Но если у Гоголя нечистая сила может взывать симпатии наряду с отвращением (читателю, как правило, нравится Солоха и Пацкж, Но он негативно относится к колдуну), то у БулгаковА даже Сатана преподносится положительно, с мягким и добрым юмором описывается кот Бегемот, Коровьев, Азазелло.

«Мастера и Маргариту» БулгаковА с рассказом Гоголя «Ночь пе­ред Рождеством» роднит еще то, что Маргарита совершает фанта­стическое путешествие на метле подобно тому, как вместе с чертом летит в Петербург к царице кузнец Вакула.

Прием гротеска, к которому прибегает Булгаков, ирония при изображении общества МАССОЛИТ И его членов в «Мастере и Мар­гарите» или при передаче образов Шарикова и Швондера в «Соба­чьем сердце» также всходят к гоголевским традициям. Этими при­емами пользуется Гоголь, показывая в «Мертвых Душах» И в «Ре­визоре» помещиков и чиновников, чему следует Булгаков в своих произведениях, доводя некоторые сцены до абсурда.

Гоголь стал новатором в русской литературе. Его приемы нашли отражение в произведениях более поздних писателей как XIX, Так и XX века. Преемственность гоголевских традиций можно просле­дить в сказках Салтыкова-Щедрина, в сатирических рассказах Зо­щенко, в повестях и романах БулгаковА.


ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА