Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”



” Чудовищная история “, или Что сделала революция “из милейшего пса”. Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет

человеческой личности перед классовыми, сословными или какими-либо прочими интересами.

Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому – как в нравственном, так и в художественном плане – можно выверять подлинную литературу, подлинные произведения искусства.

Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести “Собачье сердце”. Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе “предвиденья и предупреждения”, показывающей, к чему может привести потеря нравственных

ориентиров как отдельным человеком, так и обществом в целом. Наконец, нельзя не считаться С тем, что в этой повести Булгаковым на конкретно-историческом материале исследуются вечные для литературы вопросы о смысле жизни, о сущности человека, о добре и зле, об ответственности перед самим собой и окружающей жизнью.

Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные “вставки от себя”, которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.

Предлагается апробированная система уроков по изучению “Собачьего сердца”. Первый – посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих – сама повесть.

При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и ‘взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.

Поскольку “у каждого из нас свой Булгаков”, материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же – ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков указываются соответствующие фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.

Урок первый

Тема: “Жития ему было… неполных сорок девять лет”. (В. Лакшин).

Цель учебная : рассмотреть своеобразие основных моментов жизни и творчества писателя, попытаться понять его жизненную философию, художественные и нравственные принципы.

Цель воспитательная : воспитание умения отстаивать свой взгляд на вещи, способности понять другого человека, его жизненную позицию, стремления стать личностью.

Оборудование : фотография писателя, альбом “Киев Михаила Булгакова”, эпиграф к уроку (учителю на выбор предлагается один из трех):

“Познай, где свет – поймешь, где тьма”. (А. Блок. “Возмездие”) “Человека можно уничножить, но его нельзя победить”. (Э. Хемингуэй. “Старик и море”) “Время разбрасывать камки, и время собирать камни”. (Книга Екклезиаста)

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление целей урока, его темы, подготовка класса к работе. П. Работа по теме:

План лекции учителя о жизненном и творческом пути М. А, Булгакова.

Семья будущего писателя. Киев в его жизни и судьбе. “Звание с отличием”. З; “Доброволец”.

4. “Юный врач”.

Б. Время “Белой гвардии”.

“Бросил звание с отличием и писал…”. 20-е ГОДЫ В ЖИЗНИ и творчестве писателя.

При освещении последнего вопроса особое внимание следует обратить на вступление Булгакова в литературу – с одной стороны, газетная поденщина (об этом сказано в его записках “Тайному другу”), с другой – активное создание ряда первоклассных художественных произведений, о чем красноречиво говорит своеобразная хронологическая таблица творчества писателя:

Г. – “Похождения Чичикова”, “Красная корона”. г. – “Дьяволиада”, “Налет”. г. – “Ханский огонь”, “Роковые яйца”. 1923-1924 гг. – “Белая гвардия”. 1925 г. (январь – март) – повесть “Собачье сердце” выход сборника прозы “Дьяволиада”. г. – “Я убил”.

1926-1927 гг. – “Записки юного врача”. г. – “Морфий”.

Конец 20-х годов – начало работы над романом, который впоследствии получит название “Мастер и Маргарита”. При рассмотрении этого вопроса особое внимание обращается на дату 5 октября 1926 года, день, когда состоялась премьера пьесы “Дни Турбиных”, поскольку, надо полагать, именно “Дни Турбиных”, имевшие своего персонального “Зрителя”, от которого зависела судьба всей страны и каждого из ее граждан, во многом определили то, что Булгаков, выражаясь словами А. Галича, “умер в своей постели”. Наверное, именно сейчас надо “обозначить” тему “Художник и власть”, которая станет впоследствии одной из ведущих в творчестве писателя.

30-е годы в жизни и творчестве Мастера. Для рассказа об этом периоде жизни и творчества писателя используется таблица, в которой указаны даты создания и публикации наиболее значительных его произведений.

Примечание к плану: в зависимости от возможностей класса, с которым работает учитель, отдельные вопросы могут быть освещены учащимися, получившими индивидуальное опережающее задание. При этом организуется индивидуальная исследовательская работа учащихся, дорабатывается текст их сообщений и обеспечивается органичное использование самых содержательных в ходе лекции.

III. Домашнее задание:

Составить устный рассказ о писателе и его творчестве (ориентируясь на план лекции). Перечитывая повесть “Собачье сердце”, проследить по тексту (с закладками) за тем, как относится Булгаков к изменениям, которые произошли в окружающей действительности.

В. В. Гладыш кандидат педагогических наук


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”