Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”
Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”.
Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеивание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изображалась сама революция, большевики, советский строй. Такая литература, естественно, могла появляться лишь в среде эмиграции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется “в стол”.
Из произведений этого последнего ряда наиболее
В этом – одна из особенностей
Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, “переодетая мужчиной”, и журналы в пользу германского пролетариата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совершенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.
Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова – своего рода “торжествующая свинья”, и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных принципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олицетворяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании.
Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делегации домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уверенностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комический эффект – служит и введение в произведение фантастического сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.
Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно далеким от политики человеком, но советская действительность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности – культуру и цивилизацию прежде всего, – революция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом – одна из важнейших функций булгаковской сатиры.