Гоголь. Комедия «Ревизор»
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» была написана в 1836 году. Комедия точно отражает время ее написания, время эпохи Николая I, время доносов и слежки. Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться надо всем».
Сюжет комедии рожден действительностью, он навеян извращениями николаевской реакции: одного петербургского молодого чиновника принимают в провинциальном городе за ревизора, и он, весело проведя
России, когда служили лицам, а не делу, когда каждый, или почти каждый, находясь на службе, старался обмануть другого.
Городничий делами города не занимается и всех держит в страхе своей свирепостью. «Такие обиды чинит, что описать нельзя»,- жалуются на него купцы. Приказал, не разобравшись, высечь унтер-офицерскую жену на базаре. Городничий берет взятки, и только в больших размерах.
Под стать городничему и другие чиновники: завистливые, ограниченные, они рассматривают службу только
взятки он берет борзыми щенками. Попечитель богоугодных заведений Земляника запустил дело так, что больные в халатах похожи больше на «кузнецов». О том, что
представляет собой «наставитель юношества», смотритель учебных заведений Хлопов,
свидетельствует его же реплика: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего
боишься…»
Для того, чтобы полностью понять характер Сквозник-Духановского, достаточно пронаблюдать его действия. Городничий, получивший «уведомление» о тайном приезде ревизора, собирает своих подчиненных и дает им совет, как правильно приготовиться к этому «пренеприятному событию». Почти сразу же выясняется, что в местном трактире уже появился кто-то, денег за еду не платит и ведет себя вызывающе.
Этого было достаточно, чтобы перепуганные чиновники приняли обыкновенного человека за важную особу.
Каждый из героев, встревоженный известием о возможной ревизии, ведет себя в
соответствии со своим характером и своими действиями против закона. Городничий
приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот — ревизор. В первые минуты оба
напуганы: городничий думает, что этот приезжий не доволен порядками в городе, а
Хлестаков подозревает, что его хотят отвести в тюрьму за неоплату накопившихся
счетов. Эта сцена раскрывает суть, этих двух характеров: трусливость и увертливость
Хлестакова и многоопытную изворотливость городничего. Постепенно Хлестаков начинает понимать, что его принимают за какое-то важное лицо, и поэтому рассказом о своей столичной жизни старается придать себе еще больше важности. Все по-очереди ездят к Хлестакову, стараясь предупредить его действия. Каждый знает о своих грехах и
старается привлечь внимание «ревизора» к недостаткам другого. Поливая грязью друг
друга, чиновники раскрывают, как низко и мерзко они живут. Льстят, заискивают,
стараются откупиться взятками.
Хлестаков в этом обществе чувствует себя все проще: он обедает у городничего, ухаживает за его женой и дочкой, «одалживается» у чиновников, принимая все, что можно, и от купцов и т. д.
Случай с Хлестаковым ничему не научил чиновников. К приезду настоящего ревизора ни городничий, ни его подчиненные оказались не готовы. Пьеса заканчивается немой сценой.
Мастерство Гоголя проявилось не только в том, что писатель сумел точно передать дух времени, характеры персонажей, соответствующие этому времени. Гоголь удивительно тонко подметил и воспроизвел языковую культуру своих героев. У каждого персонажа свой склад речи, своя интонация, лексика. Речь Хлестакова бессвязна, в разговоре он
перескакивает с одного момента на другой: «Да меня уже везде знают… С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики…
Литераторов часто вижу». Речь попечителя богоугодных заведений очень изворотлива, льстива. Ляпкин-Тяпкин,
«философ», как его называет Гоголь, говорит невразумительно и старается употребить как можно больше слов из прочитанных им книг, делая это часто невпопад. Бобчинский и Добчинский всегда говорят наперебой. Их словарный запас сильно ограничен, они обильно пользуются вводными словами: «да-с», «изволите видеть».
Белинский выделил в комедии два конфликта: внешний — между чиновничеством и мнимым ревизором, и внутренний — между самодержавно-бюрократическим аппаратом и широкими слоями населения. Решение ситуаций в пьесе связано с характером этих конфликтов. Внешний конфликт обрастает множеством самых нелепых, а потому смешных столкновений.
Гоголь не щадит своих героев, обличая их пороки. Чем беспощаднее автор к комическим персонажам, тем драматичнее звучит подтекст внутреннего конфликта. Это — бередящий душу гоголевский смех сквозь слезы.
«Смех Гоголя — средство борьбы с общественными пороками, он положительно сказывается на формировании новых воззрений и нравственности. Достижения Гоголя как
драматурга проложили дорогу пьесам А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М.
Горького.