Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
Эпиграф “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии “Ревизор”. Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.
Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была “высшего
Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: “Чему смеетесь?
Представьте, что вы должны поставить “Ревизора” на сцене. Какую роль в вашей подготовке может сыграть афиша и специальные замечания Гоголя под названием “Характеры и костюмы”?
Городничий, как главное лицо в городе, дан первым в афише – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Из афиши известно, что у него есть жена и дочь, следовательно, человек он семейный. Как отмечает Гоголь в “Замечаниях для господ актеров”, на службе городничий уже много лет, человек он неглупый.
Хотя он и взяточник (“не любит пропускать того, что плывет в руки”), “но ведет себя очень солидно”; говорить ему надо ни громко, ни тихо, но так, чтобы каждое сказанное им слово было значительно, действовало на подчиненных. Начинал он службу с низших чинов и дослужился до должности городничего в одном из городов, от которого, “хоть три года скачи, ни до какого государства не доехать”.
Одет он, по обыкновению, в военный мундир с петлицами, на ногах ботфорты со шпорами; городничий высокого роста, черты лица его грубы, жестки, и сам он должен производить внушительное впечатление на окружающих.
Интересны замечания Гоголя относительно его поведения: “переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души”. Так обстоятельно представлен городничий в “Замечаниях для господ актеров”. Гоголь хотел, чтобы актеры, играющие в его комедии, прежде всего “схватили душу роли “.
Опишите комнату в доме городничего. Как объяснить, что по поводу ее обстановки в ремарках нет ни слова? Прочтите ремарку в начале второго действия.
Как вы объясните разницу между описанием номера в гостинице, где жил Хлестаков, и упоминанием о комнате городничего?
В ремарке к действию первому сказано о месте действия – “Комната в доме городничего” – и только. Ничего не говорится об убранстве комнаты, о мебели, хотя известно, что на первом представлении в Петербурге Гоголь сам распорядился вынести из комнаты городничего роскошную мебель, которая была поставлена, и заменить ее простой, прибавить клетки с канарейками.
Обстановка в номере гостиницы, где остановился Хлестаков, дана в ремарке к действию второму более подробно. По-видимому, номер под лестницей относится к недорогим (“маленькая комната”), его обстановка довольно убога: “постель” (барская), на которой валяется его слуга Осип, когда барин отсутствует, стол, пустая бутылка, чемодан, сапоги, платяная щетка, чтобы придать петербургскому платью барина приличный вид, и “прочее” – к “прочему”, видимо, относятся два стула, один из которых был потом предложен Хлестаковым городничему (“Сделайте милость, садитесь”). Все говорит о временном проживании людей в этой “скверной комнате” (как называет ее Хлестаков), а монолог Осипа подтверждает, что его барин “профинтил дорогою денежки”, играя “в картишки”, а теперь сидит здесь и “хвост подвернул”.
Столь подробное описание номера в гостинице свидетельствует о стремлении Гоголя дать читателю, зрителю первое представление о тех житейских условиях, в которые попал петербургский “елистра – тишка”, любящий всюду “показать себя”.