Философская лирика Пушкина
Урок в 9-м классе
Д Ень рождения для наших ребят — это долгожданный праздник. Одно из главных удовольствий — получение подарков. Спросим наших учеников: почему в русском языке есть два слова от одного корня — «подарок» и «дар»?
Чем они отличаются? В словаре Ожегова слово «дар» отмечено как высокое. Можно ли получить дар «напрасно», «случайно»? На уроке, посвященном «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери», мы обращали внимание на горькое восклицание Сальери: «Где ж правота, когда священный
О Моцарт, Моцарт!» Упрек обращен ко Всевышнему. Как понять Его замысел о человеке? «Ведь где дар, там и Даритель. Дар требует жестов почитания, вольно или невольно они адресуются его источнику» — точная формулировка Ирины Роднянской из статьи «И Кушнер стал нам скучен» («Новый мир», 1999, № 10).
«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихо-творении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Прочитаем это
Почему? Потому что жизнь осуждена на казнь. Для чего же тогда сердце, наполненное страстью?
Взволнованный сомненьем ум? А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. Не «музыка сфер», не гармония, а шум, который звучит на одной ноте и томит тоскою. К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?».
Жизнь бесцельна и тосклива. Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихо-творение «В часы забав иль праздной скуки…», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал!
Но перед этим в письме к Е. М. Хитрово, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача».
Можно ли уповать только на внешнюю помощь? Может ли кто-то мудрым советом, личным примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? Обратимся к позднему стихотворению Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам…» (1836). (Н.
Н. Петрунина убедительно доказывает, что это не отрывок, а законченное стихотворение. См. статью «О стихотворениях Пушкина» в книге: Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. Л., 1974. Там же дан и интересный анализ этого стихотворения.)
Спросим у учеников: что значит выражение «сионские высоты»? Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии. Опять мы видим слово «напрасно».
Что оно значит в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь. Почему? «Грех алчный гонится за мною по пятам». Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»?
Да, это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка». Грех преследует человека с той же неизбежностью, с какой лев «следит оленя бег пахучий».
Н. Н. Петрунина обращает внимание на зеркальность построения четверостишия. Но это же смысловой и синтаксический параллелизм — один из важных художественных приемов Библии! Исследователь отмечает источники из Псалтири: «Олень (в русском переводе — лань) символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» — Пс. 42, 2).
И наоборот, льву уподобляется нечестивый, преследующий бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс.
21, 12-14).
Интересны размышления Петруниной о связи этого стихотворения с другими, входящими в «каменноостровский цикл», в частности со стихотворением «Из Пиндемонти». Но об этом будем говорить с учениками в будущем году, в десятом классе. На следующем уроке мы будем читать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором опять упоминаются библейские образы — Божье веление и нерукотворный памятник — как символы глубоких раздумий Пушкина о человеке и его предназначении.