Философская лирика Н. Рубцова

Творчество Н. Рубцова многогранно. В своих стихотворениях поэт говорит о любви, дружбе, природе, творчестве. Также поэт поднимает вечные вопросы жизни.

Проявляя интерес ко дню бегущему, Рубцов внимателен и к закономерностям бытия. Мы видим в его лирических произведениях приметы каждодневного и, одновременно, “голубые вечности глаза”. Каждая деталь помогает понять состояние лирического героя Рубцова, подчеркнуть силу его переживаний.
Есть у этого поэта произведения, главной темой которых становится человеческое горе. Так, в стихотворении

“Утро утраты” проявляется умение уловить напряженность переживаний лирического героя-горожанина и воплотить эти переживания в слове.
Это “городское” стихотворение по приметам пейзажа и по деталям, отражающим проявления чувства. “Утро утраты” выполнено в объективной манере от третьего лица. Стихотворение очень психологично. Герой – никому не известный человек, он даже не назван, и от этого сразу исходит острое ощущение его одиночества, неразделенности горя. Одна картина сменяет другую: вот лирический герой “ограду встряхнуть попытался”, пошел и в “черном затоне отразился
рубашкою белой”.

Вот он идет, ничего не видя, “вот трамвай, тормозя, затрезвонил” и что-то кричит водитель.
Гремит на крышах железо, грохочут “железки машин” – он идет. “Шумно было, а он не слышал, – поясняет автор. – Может, слушал, но слышал едва ли…” И эта полная отрешенность от всего окружающего, машинальность поведения человека, который целиком ушел в себя, показывает драматизм ситуации.
Настрой развитию поэтической мысли был задан уже в зачине стихотворения: “Человек не рыдал, не метался В это утлое утро утраты, Лишь ограду встряхнуть попытался…” И тут попытка внешним действием сбросить душевное напряжение. Та же деталь вспоминается и в концовке: “…А ограда стояла. Тяжки копья чугунной ограды…” Нет исхода…
А мир живет, оглушает, и это отражено с помощью аллитераций. Например, можно услышать, как “трамвай, тормозя, затрезвонил”, как “гремело железо на крышах”. Звонкие звуки передают шум города, тем ярче воплощается образ безысходного горя и одиночества.

По точным психологическим деталям, свойственным скорее повести или рассказу, мы понимаем состояние героя.
Рубцов не говорит о том, какую утрату пережил его герой. Но благодаря этому драма, воссозданная поэтом, становится близкой многим.
Сходно по тематике и стихотворение “Ненастье”. Но здесь мы узнаем причину горьких переживаний лирического героя. Мы не только видим обстановку происходящего, но и ощущаем раздражение: “Погода какая! С ума сойдешь: “Снег, ветер и дождь-зараза!..” Печальную картину только усиливает памятник, который виден из окна на улице: “Как буйные слезы, струится дождь По скулам железного газа…”
Не приносит отрады и телефонный разговор: резко звучит “в телефонном мирке” Ее голос, “опасный подвохом”. А нервы героя напряжены до предела, все, кажется, вокруг него тревожно оживает: “…Трубка вздохнула в моей руке Осмысленно-тяжким вздохом И вдруг онемела с раскрытым ртом…”
Последнее трудно себе представить, и эта деталь передает напряженное состояние героя. Далее автор поясняет: “Конечно, не провод лопнул!” И раздражение находит выход в естественности порывистых, хотя и бесполезных, жестов: “Я дверь автомата открыл пинком и снова пинком захлопнул…”. Но выхода герой так и не находит.
А жизнь продолжается… Приходит спокойствие, под которым за бытовыми деталями кроется саркастическое отношение к себе самому:
И вот я сижу
и зубрю дарвинизм,
И вот, в результате зубрежки,
Внимательно ем
молодой организм
Какой-то копченой рыбешки…
Драматический конфликт получает прозаический исход. И – завершающий исход.
Финальная деталь кольцует зачин:
На памятник Газа в окно гляжу:
Железный!
А все-таки… плачет.
Так лирический герой стихотворения находит отклик в окружающем мире.
Поэт умеет отличать временное, преходящее от значительности настоящего. Любое движение жизни интересно Рубцову. В сибирской деревне он видит такие картины, которые приносят ему успокоение и радость.

Весенние картины, когда все живет, движется, радуясь разгулу половодья, солнцу, свету, передают ощущение радостного подъема. И вот уже здесь, в далеком краю, он чувствует себя как дома:
Тележный скрип, грузовики,
Река, цветы и запах скотский,
Еще бы церковь у реки, –
И было б все по-вологодски.
Где бы он ни был, везде герой любопытен, но не безразличен к каждодневной жизни людей. В лирическом герое Рубцова всегда есть потребность узнавать окружающий мир, осмыслять увиденное. Потому в его стихах всегда присутствует мотив дороги.

Но в зрелом творчестве все дороги неизменно приводят к дому. Обращаясь к родному краю, поэт говорит: “Мы разлучаемся с тобою, чтоб снова встретиться с тобой…”
Такая определенность и открывает возможность обобщающего вывода: дорога жизни, выбор пути – основная тема Николая Рубцова. Мечта о дороге формирует основной образ – образ дома, тоже очень важный для поэта. Для юноши, который рвется “за перевал”, родительский дом кажется воплощением устойчивости, неподвижности. Но такое впечатление обманчиво.

Взгляд юноши на привычное недоброжелательно отрицателен: ему кажется, что “избушка стоит вдали от всех вселенских дел”. Как будто это возможно в жизни!
Где же тут устойчивость? Вот уедет сын, и родители потеряют надежды. Избушка за бугром не имеет будущего, если человек не поймет, что отчий дом – главное в жизни. В этом поэт уверен:
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Философская лирика Н. Рубцова