Евгений Иванович Замятин
Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой. В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию.
В 1905 году начал активно общаться с большевиками.
За революционную деятельность будущий писатель был арестован и провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной», а затем был выслан из Петербурга в родной город под
Широкая известность пришла к писателю лишь в 1913 году, когда в петербургском журнале «Заветы» появилась его повесть «Уездное», высоко оцененная литературной общественностью, в том числе М. Горьким. Следующую повесть, «На куличках», ожидало не только одобрение, но и осуждение, — в прямом смысле этого слова: автор был привлечен к суду за оскорбление армии и офицерства и сослан в Кемь. В 1916 году
Здесь он продолжил свое литературное творчество. «Из Англии Замятин привез ледоколы и повесть «Островитяне». Значение «английского опыта» для писателя трудно переоценить: его впечатления о «машинном рае» вскоре легли в основу его новых произведений.
Вернувшись в сентябре 1917 года в революционную Россию, Замятин активно включился в культурно-просветительскую и редакторскую деятельность. Но революция, в которой в 1905-1906 годах он видел «юную, свободную огнеглазую любовницу», обернулась на этот раз нетерпимостью, жестокостью, насилием. Тревогой за судьбу человека, России, революции, пронизаны рассказы «Дракон», «Пещера», «Мамай», публицистические статьи Замятина 20-х годов.
Тревогой за судьбы мира продиктован и Роман «Мы», написанный в 1920 году и увидевший свет на родине писателя только в 1988 году. Замятин не встал в ряды политической оппозиции, но он спорил с большевизмом, как честный русский писатель, который не мог не замечать страшного «сегодня» , даже искренне веря в прекрасное «завтра». Принципиальная позиция и высокое писательское мастерство сделали Замятина чрезвычайно авторитетным среди творческой молодежи.
В 1919 году при «Доме искусств» в Петрограде была организована литературная студия, где Замятин читал курс лекций по технике художественной прозы (поэтическим семинаром в студии руководил Н. Гумилев). В 1920-1921 годах он преподавал новейшую русскую литературу в Педагогическом институте им.
Герцена. Своим наставником его считали участники литературной группировки «Серапионовы братья» (Зощенко, Каверин, Лунц, Федин и др. ). В эти годы Замятин обращается к драматургии. Особенным успехом пользовалась его пьеса «Блоха», созданная по повести Н.
С. Лескова «Левша». В театрах Москвы и Ленинграда она прошла более трех тысяч раз.
Но в целом судьба Замятина после революции складывалась драматично. В 1922 году, арестованный Петроградской ЧК, он во второй раз в жизни попал в одиночку на Шпалерной, а в 1929-м подвергся травле как писатель (в связи с публикацией в Праге без ведома автора романа «Мы»). Замятину запретили печататься.
В 1931 году Е. И. Замятин снова выехал за рубеж, но уже не на полтора года, а навсегда. Последние годы жизни Замятина связаны с Францией. Здесь написаны неоконченный роман «Бич божий» о вожде гуннов Аттиле, книга воспоминаний о деятелях русской культуры «Лица», киносценарий по пьесе Горького «На дне» и ряд других произведений.
Но Евгений Замятин не считал себя эмигрантом: он жил в Париже с советским паспортом, высылал деньги на оплату своей квартиры в Ленинграде, в 1935 году в составе советской делегации участвовал в конгрессе деятелей культуры, проходившем в Париже. Однако вернуться на родину ему было не суждено. Евгений Иванович Замятин скончался 10 марта 1937 года и был похоронен в предместье Парижа Тие.
Источник: «Русская литература XX века».