ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Н. А. Некрасов
В 30-х годах XIX века Россия после не-
давнего поражения декабристов переживала
тяжелую пору николаевской реакции. Луч-
шие представители молодежи того времени
подверглись гонениям. В России царили все-
общее взяточничество, мошенничество и про-
извол. Комедия Гоголя «Ревизор» сразу же
после ее выхода в свет привлекла внимание
общественности. Сам Гоголь охарактеризо-
вал ее так: «В

«Ревизоре» я решился собрать
в одну кучу все дурное в России… все не-
справедливости, какие делаются в тех мес-
тах и тех случаях, где больше всего требует-
ся от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем».
Со времени написания комедии прошло
более полутора веков, но это произведение
не стареет. В чем же новизна и неповто-
римость «Ревизора»? Читая комедию, нельзя
не заметить ее острый обличительный юмор,
динамичность и острое социальное звучание.
Ни один из драматургов того времени не до-
стиг такой глубины типизации действитель-
ности,
как Гоголь. Каждый герой пьесы —
это индивидуальность, и в то же время все
они являются обобщенными типами всего чи-
новничества 30-х годов. Каждый персонаж
комедии, с одной стороны, обладает какой-то
характерной чертой, с другой — их всех объ-
единяет нечто общее, что позволяет комедии
Гоголя оставаться новой во все времена.
Вернемся к комедии. Все ее персонажи —
взяточники, подхалимы и кляузники. Город-
ничий — неглупый человек, но ум его на-
правлен на личное обогащение и на то, как
предоставить в лучшем виде перед начальст-
вом свои темные дела. Городничий может по-
ложить в свой карман деньги, выделенные
для постройки церкви, а в отчете представит:
«…начала строиться, но сгорела…», может за
взятки освободить от рекрутчины одного и
послать вместо него другого. Он отъявлен-
ный взяточник, при этом сам себя и оправ-
дывает: «.»нет человека, который бы за собой
не имел каких-нибудь грехов. Это уж так са-
мим Богом устроено, и волтерианцы напрас-
но против этого говорят».
Судья Ляпкин-Тяпкин — представитель
выборной власти. Уже фамилия судьи гово-
рит о том, что творится в его суде. Карьерист
и взяточник, он не вникает в судебный про-
цесс. Его интересует только охота, он и взят-
ки берет борзыми щенками. Зато слывет об-
разованным человеком и вольнодумцем, так
как прочитал пять-шесть книг.
Попечитель богоугодных заведений Арте-
мий Филиппович Земляника вместо того, что-
бы заботиться о своих больных, нагло их об-
воровывает. Весь лечебный процесс сводится
к формуле: «…чем ближе к натуре, тем луч-
ше… Человек простой: если умрет, то и так
умрет; если выздоровеет, то и так выздорове-
ет». Гоголь так его характеризует: «Очень
толстый, неповоротливый и неуклюжий чело-
век, но при всем том проныра и плут».
Дополняет галерею чиновников образ смо-
трителя уездных училищ Луки Лукича Хло-
пова, человека нерешительного и крайне за-
пуганного. Он сам о себе говорит так: «Загово-
ри со мной одним чином кто-нибудь повыше,
у меня просто и души нет, и язык как в грязь
завязнул».
Ничуть не лучше остальных почтмейстер
Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до
наивности человек», который вскрывает и чи-
тает чужие письма.
Мнимый ревизор Хлестаков обладает
всеми «достоинствами» провинциальных чи-
новников, а в чем-то, возможно, даже пре-
восходит их. Он совершенно пустой человек,
«без царя» в голове», зато нахальства ему не
занимать.
Если внимательно вглядеться в окружаю-
щую нас действительность, то рано или позд-
но обнаружатся все персонажи гоголевской
комедии. В этом актуальность и непреходя-
щая ценность его сатиры. Сатира Гоголя —
сатира философская. Каждый персонаж яв-
ляется носителем своей философии, которой
и оправдывает свои поступки. Городничий во
всем видит Божий промысел: «Это уж так са-
мим Богом установлено». Почтмейстер читает
чужие письма из любопытства: «…смерть люб-
лю узнать, что есть нового на свете». Ляпкину-
Тяпкину, как «несколько вольнодумному», во-
обще не составит труда оправдать любой
свой поступок. Мнение Земляники относи-
тельно лечения мы уже знаем. Конечно, Го-
голь осуждает эту самоуверенность своих
персонажей, их некритичное отношение к се-
бе, убежденность в превосходстве над други-
ми, мелкое и крупное чванство, большую и
малую подлость, но все же даже в самых не-
симпатичных созданиях он видит живую ду-
шу, пусть задавленную пороками, но не до
конца погибшую.
Гоголь не считает своих персонажей жут-
кими злодеями и окончательно погибшими
людьми, он приглашает приглядеться к ним,
к их жизни и осознать, что это и наша жизнь,
а они — часть нас самих.
Гоголь, обладая могучим талантом худож-
ника, тонким умом философа и психолога, бе-
зупречно владея опаснейшим орудием сати-
ры, не отстраняется от созданных им персона-
жей. Он находит в себе силы писать не об
идеальных, но о живых людях с их страстями,
пороками и мечтами. Гоголевская сатира —
это не карикатура на жизнь и, конечно же,
не высокий идеал, к которому надо стремить-
ся. Это — сама жизнь.


ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»