Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Подготовительные вопросы к сочинению:
Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Какими великий сатирик изобразил чиновников?
Кто является жертвой злоупотреблений чиновников?
Что смешно, а что грустно в комедии Гоголя?
Почему чиновники верят Хлестакову?
Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России. Автор бичует в ней взяточников, казнокрадов, мошенников, лгунов, занимающих ответственные посты, беспощадным, карающим смехом, который
Земляника — «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут». При всем их различии у этих и других героев много общего. Узнав о «пренеприятном известии» — приезде ревизора, — все они стараются навести хотя бы внешний лоск во вверенных им учреждениях, ибо все относятся к служебным обязанностям халатно и недобросовестно.
Характеризуя
Можно высказать свое суждение о государственном устройстве страны в 30-е годы XIX века и о том, какие пороки, подмеченные гениальным сатириком, продолжают существовать в нашем современном государственном устройстве.
Гоголь осуждает в комедии не только чиновничество, но и неслуживое дворянство, представленное городскими сплетниками и бездельниками Бобчинским и Добчинским, купечество, притесняемое городничим, но тоже зараженное нечестностью и корыстолюбием; полицию, которая бесчинствует, обижая и правого и виноватого..
Чудовищный произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. В гоголевской комедии это такие эпизодические действующие лица, как слесарша Пошлепкина, мужа которой незаконно отдали в солдаты, больные, которых не лечат, а кормят кислой капустой, чтобы они скорее умирали, унтер-офицерша, которую безвинно высекли, арестанты, не получающие пищи, гарнизонное войско, не имеющее нижнего белья. Эти образы помогают понять размеры беззакония, несправедливости, воровства, халатности, которыми пронизана вся система государственной российской власти.
Смешное в гоголевской пьесе часто связано с острыми комическими сюжетными положениями героев: страх чиновников перед приездом ревизора, финальная немая сцена, ставящая великого мошенника городничего в глупую ситуацию, когда он оказывается в жалком положении обманутого; комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника, и т. д. Смешны гоголевские характеристики персонажей, остроумные, лукавые намеки. Комический эффект вызывает также характерный гоголевский прием — нарушение логики между причиной и следствием. Например, в ответ на сообщение городничего о приезде ревизора судья Ляпкин-Тяпкин глубокомысленно заявляет, что Россия собирается вести войну.
Связь между выявлением злоупотреблений чиновников захолустного уездного городка и внешней политикой России явно абсурдна. Смешны замечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов.
Но дальнейшие рассуждения на медицинскую тему рисуют страшную картину издевательства чиновников, облеченных властью, над беспомощными больными людьми. Комедия Гоголя буквально изобилует остроумными репликами, ироническими замечаниями, смешными характеристиками и положениями. Но написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата, ибо гоголевский смех вскрывает «невидимые миру слезы».
Цель Гоголя — вскрыть язвы и пороки российского общества и выставить их на посмешище всему миру. Смех Гоголя — средство нравственного исправления людей.
Подобная мистификация была возможно в первой половине XIX века в России. Не существовало ни радио, ни телевидения, ни телеграфа, ни телефона, ни даже хороших дорог, а территория России была огромна. О подобных случаях ходили анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора. Гоголь любил выдавать себя на почтовых станциях за важного чиновника и требовал лучших лошадей незамедлительно.
Хлестакова можно назвать не просто обманщиком, а вдохновенным вралем, увлекаясь, он сам начинает верит своим рассказам. Даже откровенные оговорки не могут его сбить. Гоголь считал Хлестакова самым удачным персонажем своей пьесы, так как в его образе намечены черты, свойственные каждому человеку. Автор считал, что актер должен говорить монологи Хлестакова все быстрее и быстрее, громче и громче, так как на краткий миг мечта Хлестакова становилась реальностью.
С другой стороны, чиновники, знающие о своих злоупотреблениях и живущие в постоянном страхе перед разоблачением, готовы поверить всякому красноречивому лгуну. Как говорит русская пословица, «на воре шапка горит». Именно Хлестаков является самым широким художественным обобщением Гоголя.
Использованы материалы: статья В. В. Вересаева «Гоголь в жизни». В. Вересаев. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3, 4. Москва, Издательство «Правда», 1990 г.