Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Свой крупнейший легендарный роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский написал в 1866 году. Впервые он был опубликован в «Русском вестнике». Долго писатель шел к осуществлению замысла произведения. Тема уже разрабатывалась в романах «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья» и др.
Автор — гениальный художник слова. Глубокие и яркие образы задевают за живое и остаются надолго в памяти.
Цепенеешь, когда читаешь «Преступление и наказание» — настолько ярко и образно написан роман. Там
Человеческие проблемы, метания и искания души всегда были интересны людям, а «Преступление и наказание» — роман, посвященный именно этим проблемам.
В романе постоянно сталкиваются полярности — «хорошо» и «плохо», «да» и «нет», «жизнь» и «смерть», «любовь» и «ненависть», «добро» и «зло» и др. И больше нет альтернативы выбора пути, поэтому так сложно главным героям, которые практически ни на секунду не удовлетворяются в своем выборе
Быть может, так и должно было быть.
Раскольников борется за свою идею, доказывая ее как теорему. Он — нищ, он не видит выхода из того положения, в котором находится. И именно это его толкает на преступление.
Да и как на его месте поступить по-другому, если даже его тесная коморка похожа на гроб? Он просчитывает все до мельчайшей детали….
Свою теорию Раскольников изложил в статье «О преступлении»: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Первые, по мысли Раскольникова, сохраняют мир и преумножают его численно, вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать…
Сначала удивляешься такому разделению, а потом понимаешь, что и у тебя тоже есть подобная классовая система, только чуть-чуть другая. Может, разрядов людей не два, может, признаки, по которым они делятся, другие, но — она есть.
Когда в романе появляется семья Мармеладовых, поражаешься, как можно было в одном произведении сконцентрировать столько несчастных судеб. А Соня! Соня, для того, чтобы хоть как-то обеспечить свою семью, идет на панель.
Хоть Раскольников и планирует столь страшное преступление, в его голове и сердце есть место добрым делам и мыслям. Восхищает его поведение с пьяной девочкой, которую он случайно встретил на улице. Он отдает последние деньги за извозчика, чтобы она благополучно добралась домой.
Поступки Раскольникова не поддаются никакому объяснению. Видимо, только он сам да автор до конца понимают их. Страшная сцена убийства….
Достоевский настолько реалистично ее описывает, что страх пронизывает до костей. Почему-то начинает казаться, что все происходит на самом деле, удивляешься анатомической точности описания убийства. Так, будто напротив сидит сам Родион, и медленно, подробно рассказывает о произошедшем.
Так и хочется с ним поговорить о том, что же он натворил, но вдруг понимаешь, что это только искусно написанное произведение.
Раскольников пытается доказать свою теорию, но исход истории доказательства становится для него наказанием. Она несостоятельна. Герой взялся открыть глаза человечеству на его неправильное существование, да, видно, не по зубам пришлась ему эта задача.
Много уже людей зубы пообломали, пытаясь разгрызть орешек бытия и правил людского су — и сосуществования.
Поражает описываемый Достоевским Петербург. По Раскольникову, большой город — это зло. Все описания пытаются убедить читателя в этом — и повсеместная въедливая пыль, и камни, и смрад вокруг.
Все в романе в одном настроении. Великая сила убеждения. Великий талант писателя. Великая идея главного героя.
И пусть рухнула она, но, по мне, и этот исход стоил свеч. Раскольников пытался убедить всех, а доказал себе. Это ли не результат?
Нет, я не оправдываю убийства. Можно ли…. Я о том, какую работу провел главный герой.
Почему бы не восхищаться им? К тому же, он все же осознает, что не «старуху убил, а себя».
Сознание странно себя ведет. Раскольников мечется. И странные и непонятные никому, возможно, и ему самому тоже, мысли посещают его. Ищет душу чистую, непорочную.
Может, чтобы излечить себя? И здесь наступает момент появиться Сонечке Мармеладовой. Ну и что, что она проститутка? Душа здесь не причем.
Мы ведь прекрасно помним, как и для чего она продает себя? Ну вот….
Но…. Даже на каторге Раскольников в душе верен своей идее. По его убеждению, это ошибся он, а не подвела теория. Завидная вера.
Но все на свои места ставит сон. Сон о моровой язве — своеобразной реализации его идеи. В конце же сна все люди перебили друг друга во имя счастья на земле, так как поголовно вообразили себя героями.
Итог — пустынная планета.
Кстати, сны играют большую роль в жизни Раскольникова. Сон, как ни странно звучит, открывает глаза Раскольникову на несостоятельность его идеи. И только после того, как Раскольников понял, как же ошибочна и, более того, губительна его теория, все в романе преображается — иной пейзаж, который свидетельствует о благоприятных изменениях во взглядах, убеждениях Раскольникова.
Думается, что на самом деле у каждого есть свои градации общества. И каждый по-своему пытается доказать себе и окружающим их состоятельность. Каждый это делает по-своему.
Раскольников вот через душевные муки после преступления пришел к истине. Он выбрал такой путь, хотя, конечно же, исхода подобного предположить никак не мог. Любые попытки что-либо доказать или опровергнуть могут потерпеть неудачу, привести к тому, чего совсем не ожидаешь.
Быть осторожными и не принимать свою точку зрения за единственно верную — это правильный выбор.
Вот таким вот страшным способом «сверхчеловек» Родион Романович Раскольников стал обычным человеком. И если ему для этого надо было пройти через столько мук, значит, так оно и должно было быть. Незачем бороться за изменения порядка человеческой жизни, если не ты их устанавливал.
Это редко заканчивается победой.