В. Барка “Желтый князь”: Историческая основа романа
Историческая основа романа, как автор ее раскрывает и объясняет? Сталинские события голодомора в Украине оставили глубокий след в душе В. Барки, который сам его тяжело пережил, а потом наблюдал на Кубани в 1933-1934 годах. В его руки попала и тетрадь записей о трагедии семьи Катранников, что обеспечило достоверность страшных картин искусственного голодомора в Украине, автор более всего стремился рассказать всему человечеству болевую правду о советской тоталитарной системе, которая “пожирает своих детей”, уничтожает все на своем пути, превращаясь
Над текстом произведения автор работал с 1958 до 1961 г., живя впроголодь в Нью-Йорке, часто болея, не имея возможности зарабатывать на хлеб. Поэтому страх голода описан с психологической глубиной и достоверностью. Тему романа составило реалистическое изображение трагедии семьи Мирона Катранника во время голодомора, передача внутреннего состояния человека, который гибнет физически. Роман поднимает широкий круг вечных проблем: жизни и смерти, добра и зла, родственного воспитания, а в предисловии к произведению
Реалистическое изображение несчастья в семье крестьянина; всего страдающего быта в холодном доме, отчаянных поисков хлеба в странствованиях, из-за которых приоткрывается пасмурное зрелище массовой гибели; психологические очерки; описание необыкновенных изменений в душевном мире семьи, которая вымирает: равнодушные ко всему, кроме пищи, жертвы голодомора все же сохраняют человеческие чувства, в противоположность их губителям – носителям массовой смерти; метафизическое, духовное измерение; освещение событий через церковную жизнь. Символическое представление о них раскрывается через образ желтого князя на картине ни неведомого мастера. Так объяснил свой замысел Василий Барка.
В центре внимания писателя стоят проблемы ментальности украинской наций, христианские основы ее морали; родственное воспитание и взаимоотношения родителей и детей; духовность, гуманизм и жизнь на рубеже смерти; добро и зло; человек и режим тоталитарной системы; наследственность поколений. Уже само по себе звучит символически название романа “Желтый князь”, так как не является символом зла, демонической силы, голода. Через символику многих образов В. Барка поднимает важнейшие проблемы. Поэтому в течении сюжета в произведении появляются образы мертвых птиц, которые падают с неба, желтый цвет Отроходина, желтые стены государственного учреждения.
Символическое звучание в романе также имеет образ наименьшего героя – Андрейки Катранника. Ему мерещится церковная чаша, которая запрятана от комсомольских активистов. Она тоже приобретает символическое значение, превращаясь в памятник непокоренному народу.
Related posts:
- Жизнь на границе смерти – проблема романа Василия Барки “Желтый князь” Нынешнее поколение в большом долгу перед прадедами и прародителями, ведь свыше полстолетия умалчивалась наистрашнейшая трагедия украинского народа – искусственный голод 1933 года. Этот долг отдает в определенной степени творчество писателей диаспоры. Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, которое принесло ему славу – роман “Желтый князь”. В […]...
- Роман Василия Барки “Желтый князь” – книга памяти жертвам голодомора Роман Василия Барки “Желтый князь” вышел отдельной книгой в Нью-Йорке в 1963 году. Это первое в украинской литературе большое прозаическое произведение о искусственно созданном голодоморе в Украине 1932-1933 годов. После революции 1917 года и братоубийственной гражданской войны Украине пришлось пережить и последующие авантюрные эксперименты большевиков – коллективизацию, ликвидацию “кулачества как класса”. А большевики старались, как […]...
- Желтый князь Василия Барки: гуманистическая идея произведения Настоящая фамилия – Очерет. Родился в с. Солоница Лубенского уезда на Полтавщине в казацкой семье (отец служил в казацкой части). Учился в Лубенском духовном училище, со временем переименованном в трудовую школу, потом – на педагогических курсах. С 1917 г. учительствовал на Донбассе, преподавал математику и физику. Был заключен властью за политические убеждения. В 1928 г. […]...
- Василий Барка: Жизнь и творчество Забытые имена. Василий Барка (Василий Константинович Очерет) принадлежит к тем писателям, которые жили и работали в эмиграции. Его произведения за границей выдавались большими тиражами, но украинский читатель познакомился с ними лишь в начале 90-х годов XX столетия. Родился Василий Камыш (Барка) 16 июля 1908 года на Полтавщине в селе Солониня Лубенского района. Отец его служил […]...
- Историческая и обществоведческая проблематика романа И. А. Гончаров “Обломов”. Композиция и идея романа. Тема романа. (Гончаров И. А.) Любое классическое и художественное произведение так или иначе отражает историческую эпоху и общественную жизнь того времени, в котором оно писалось. Другими словами, мастер не может создавать шедевры в отрыве от времени, в котором он живет. В своем романе “Обломов” Гончаров показал какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь народа. Все это произошло из-за застоя […]...
- Историческая основа “Слова о полку Игореве” “Слово…” рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом. Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству. […]...
- Историческая основа “Слово о полку Игореве” В основе сюжета “Слова о полку Игореве” легли реальные Исторические факты, подтверждающиеся известными летописям. Вторая половина XII в. – время обостренного соперничества русских князей. С наступлением смуты – раздробленности русских земель, удельные правители стали использовать в междоусобной борьбе половцев – кочевые тюркские племена, появившиеся на юго-восточных границах Руси в начале ХІ в. Главный герой ” […]...
- Историческая основа и романтический миф поэмы Байрона “Мазепа” В творческом заделе Байрона не только поэзии. Он известный миру и как автор поэм “Шильонский узник”, “Гяур”, “Корсар”, “Лара”, драматических произведений “Манфред”, “Каин”, романа в стихах “Дон Жуан” и др. Мировое признание молодому автору принесла его поэма “Паломничество Чайльда Гарольда”, герой которой, разочаровавшись в сладких мечтах юности, убегает от общества в далекие экзотические края, где […]...
- Историческая основа и значение “Слова о полку Игореве” “Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…” А. С. Пушкин В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал “Слова о полку Игореве”, который нашел в конце XVIII века А. М. Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности […]...
- Франко. “Захар Беркут”. Историческая основа произведения Редакция журнала “Заря” в 1882 году объявила большой конкурс на лучшее историческое произведение. И. Франко решил принять участие, а в 1883 г. повесть “Захар Беркут” была уже опубликована в журнале. Повесть была написана в 1882 году после второго ареста И. Франко – заключения в коломыйской тюрьме. На протяжении шести недель в родном селе Нагуевичах Иван […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1) В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (2) А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть “Капитанская дочка”, написанная на исторической основе. Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую […]...
- Герой романа “Идиот” князь Мышкин Роман “Идиот” занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского, поскольку он сосредоточен, в частности, на изображении заведомо положительного, в какой-то мере идеального героя. Правда, в разных черновых вариантах герою приписывались отрицательные черты, он в чем-то должен был быть похожим на Раскольникова: “Самовладение от гордости (а не от нравственности) и бешеное саморазрешение всего… Он мог […]...
- Вопросы и ответы к 14 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору. Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты – опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть […]...
- Желтый аист (Китайская сказка) Говорят, что жил когда-то в Китае один бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чаю. Ми наверняка умер бы с голоду, если бы не один хозяин чайной. Он пожалел бедняка и стал бесплатно кормить его и поить. Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал: […]...
- Герой исторического романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Образ Князь Серебряный имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович – отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном эпосе. Наиболее известная русская народная песня, прославляющая честность и героизм Никиты Романовича (о том, как Никита Романович спасает от Малю-ты старшего сына Ивана Грозного и дает Ма-люте пощечину), включена Толстым […]...
- Диалектика души героя романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (князь Андрей) Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые […]...
- Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как […]...
- Антитеза как композиционная основа романа “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя – герою, события – событию, понятия – понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее, легче ли становится познавать мир героя? Является ли прием антитезы путеводной звездой или, наоборот, препятствием на пути к […]...
- Краткое содержание романа Клычкова “Князь мира” “Премного лет тому будет назад” жил в Чертухине мужик Михаила Иванович Бачура по прозвищу Святой. На старости лет умерла у него жена, и стал он кормиться подаянием. Встретил раз по дороге девку-нищенку, привел домой и женился на ней. Марья оказалась “бабой дельной” и привела хозяйство в порядок. Да только Михаила уже старенький был, вот и […]...
- Основа сюжета романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Основой сюжета “Войны и мира” являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понимания исторического процесса, из его философии истории, которая раскрывается в авторских комментариях и отступлениях. Именно в них Толстой размышляет о том, что такое история, какие силы […]...
- Характеристика героя Князь Тугоуховский, Горе от ума, Грибоедов Князь Тугоуховский Князь Тугоуховский – второстепенный персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума”; один их первых гостей на балу в доме у Фамусова; типичный представитель “фамусовского общества”, подкаблучник и лицемер. Петр Ильич появляется на балу не один, а со всей семьей – со зловредной и язвительной женой Марьей Алексеевной и шестью дочерьми на выданье. Автор […]...
- Педро Кальдерон де ла Барка: жизнь и творчество На сельских и городских площадях выступали странствующие трупы, а при дворе короля ставили изысканные спектакли, на которые бывало тратили больше денег, чем, как теперь бы сказали, на первоочередные социальные программы. Театр сопровождал испанцев везде. На ярмарках относились комедии и жестокие драмы чести, которые были особенно популярны среди обедневшего дворянства. А во время множества религиозных праздников, […]...
- Князь Игорь в “Слове о полку Игореве” Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, […]...
- ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” А. С. Пушкин обладал могучей творческой фантазией и изумительным чутьем, которые помогали ему верно угадывать события там, где не было достаточного количества точных фактов. Но Пушкин был и гениальным историком, обладающим достоверными знаниями и способностью точно и правдиво отражать исторические события и явления социальной […]...
- Князь Игорь – герой “Слова о полку Игореве” Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале ХIХ века, “Слово…” с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента […]...
- А. К. Толстой. Князь Серебряный. Подготовьте отзыв на роман, продумав его название: “Оценка “Князя Серебряного” Охарактеризуйте художественные средства, которые использует автор на страницах романа. Дайте примеры наиболее типичных, по вашему мнению. Словесная ткань исторического романа А. К. Толстого отражает иное время и даже иную стихию мировосприятия. Отдаленность событий не раз подчеркивается автором различного рода суждениями, которые вплетены в ткань романа. Художественные приемы, особенно те, которые вошли в нашу речь из […]...
- Историческая правда и вымысел в “Песни о вещем Олеге” Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского […]...
- Сочинение по роману “Война и мир”: “Почему Пьер и князь Андрей друзья?” Роман-эпос “Война мир” охватывает большой исторический период, и представляет много реальных исторических персонажей. Льву Толстому удалось описать все социальные слои того времени: дворянство, аристократию, высший свет, купечество, крестьянство, армию. Главная идея романа – показать подвиг русского народа, восставшего против завоевателя Наполеона. Одной из интереснейших сюжетных линий стала дружба между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским. […]...
- Кутузов и князь Андрей на Аустерлицком поле Патриотический подъем и напряженное состояние Кутузова немедленно передались его адъютанту. И, “как это бывает в решительные минуты жизни, бесчисленное количество мыслей с необычайной быстротой пробежало в его воображении. Он вспомнил, сообразил, обдумал и предвидел многое в эти короткие минуты”. И далее, как бы в противовес настойчивым думам о смерти, которые одолевали князя Андрея в ночь […]...
- Болконский на поле Аустерлица “…Но князь Андрей Болконский на поле Аустерлица “…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел” . Именно эта […]...
- А. К. Толстой. Князь Серебряный. Оцените мастерство создания интерьера в романе Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, приметы быта связаны с изображением этой героини? В романе “Князь Серебряный” несколько героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермонтовской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влиянием “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]...
- Князь Валковский – характеристика персонажа Произведение: Униженные и оскорбленные КНЯЗЬ ВАЛКОВСКИЙ – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные” (1861). Дворянин, “голяк – потомок отрасли старинной”, красивый, обладающий эффектными манерами, одаренный острым умом, предприимчивостью, виртуозной ловкостью в плетении интриг, он – воплощение дерзкого, удачливого, победительного зла в романе. Зла, обладающего сатанинской притягательной силой, – и оттого крайне опасного. […]...
- О чем думал перед сражением князь Андрей? У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в “терпение и время”. Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, “что все будет так, как должно быть”. Кутузов твердо верил в […]...
- Историческая трагедия Кюхельбекера “Прокофий Ляпунов” Наиболее значительным драматическим произведением Кюхельбекера явилась его историческая трагедия “Прокофий Ляпунов”, написанная в 1834 г. в Свеаборгской крепости и впервые напечатанная только в 1938 г. Как и в “Аргивянах”, Кюхельбекер обращается здесь к теме общественно-политической борьбы. Рисуя народное движение в России начала XVII в., Кюхельбекер избирает своим героем Прокофия Ляпунова, вождя первого земского Рязанского ополчения, […]...
- Образ осени в рассказе К. Г. Паустовского “Желтый свет” Для урока потребуются ксерокопии фрагментов рассказа “Желтый свет”; ксерокопии со стихами об осени; репродукции осенних пейзажей; диск с записью цикла “Времена года” П. И. Чайковского; цветные восковые мелки или цветные карандаши (на каждую парту); ксерокопии статей из “Школьного словаря литературных терминов и понятий” (авторы А. Б. Есин и др.), толкового словаря живописи, музыки. В начале […]...
- Князь Игорь-защитник Отечества (по произведению “Слово о полку Игореве”) “Слово о полку Игореве” – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Оно было написано неизвестным автором в конце 12 века, однако до сих пор остается актуальным и поучительным. Это произведение повествует о походе князя Игоря Северского (1185), который окончился большой неудачей и обернулся страшным разорением для Руси. Автор “Слова” […]...
- Теория Раскольникова и ее философская основа ” Преступление и наказание ” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении […]...
- Князь Андрей и военный совет перед Аустерлицким сражением Когда, по первоначальному замыслу, военная тема открывалась подготовкой генерального Аустерлицкого сражения, князь Андрей, утонченный аристократ, прямо из великосветских гостиных появлялся на войне в решающий момент ее. По окончательному тексту, военный совет перед Аустерлицким сражением произвел на князя Андрея “неясное и тревожное” впечатление. В черновом варианте: его “невольно поразило оскорбительно неловкое положение” старых генералов, которые, “как […]...
- А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие сцены и эпизоды столкновения главных героев запомнились наиболее отчетливо? Какие события отнесли бы вы к экспозиции романа и где видите его завязку? К экспозиции романа можно отнести первые семь глав (“Опричники”, “Новые товарищи”, “Колдовство”, “Дружина Андреевич и его жена”, “Встреча”, “Прием”, “Александрова слобода”), которые знакомят читателя с участниками событий и обстоятельствами их жизни. Глава “Пир” соединяет воедино главных участников событий и во многом предопределяет […]...