Дидактический театр Гельмут Байерль
Дидактический театр, заявивший о себе во второй половине 50-х годов, представлял собою не столько намерение наставлять и поучать зрителя на тех или иных примерах, сколько попытку показать действительность во всей ее противоречивой сложности, чтобы побудить тем самым зрителя к активному размышлению над ее проблемами. Значительный импульс дидактическому театру дала драматургия Брехта, причем не только его «поучительные пьесы», но и те установки, о которых он говорил на IV съезде писателей Германии в 1956 году. Выступая на съезде, он рекомендовал
Правда, надежды на массовость не оправдались, причиной чему был не только резкий протест со стороны тех, кто приписывал дидактическому театру претензии на господствующее положение 55, но и тот факт, что в зрительской массе еще господствовало «аполитичное»
Наиболее примечательные пьесы дидактического театра были написаны Хайнером Мюллером (род. в 1929 году) совместно с Ингой Мюллер (1925- 1966). Пьеса «Рвач» (1958), в основу которой лег роман Эдуарда Клаудиуса «О тех, кто с нами», а также пьеса «Поправка к плану» (1958) были посвящены типичным ситуациям из производственной жизни.
В пьесе «Рвач» рассказывается о рабочем-каменщике Бальке, одном из немногих, кто последовал призыву увеличить выработку. Это вызывает ненависть несознательных рабочих и недоверие партийного секретаря Шорна, который при фашизме был арестован по вине Бальке. Но когда с одной печью произошла авария, Бальке исправил ее без длительной остановки производства. На предприятии совершаются акты саботажа, передовика Бальке избивают, но в конце концов он добивается успеха.
Партсекретарю Шорну приходится отказаться от своих предубеждений, но и Бальке преодолевает отчуждение своих товарищей по работе, которые начинают активно ему помогать.
Иная ситуация представлена в пьесе «Поправка к плану». Во время строительства комбината «Шварце пумпе» одна из бригад использует беспорядок на производстве, чтобы получить побольше денег, в отчетности постоянно указывая перевыполнение нормы. Бригадир Бремер не хочет покрывать обмана, однако не может переубедить рабочих и лишь отталкивает их от себя. Бригада начинает гнать брак, а Бремер обвиняет в саботаже инженера, буржуазного специалиста.
Один из молодых рабочих раскрывает истинные причины брака, и Бремеру приходится признать ошибки. Он просит извинения у инженера и пытается установить новые отношения с рабочими.
В этих пьесах речь шла в первую очередь не о производственных проблемах и не о демонстрации положительных примеров, а о выявлении объективных причин и личностных мотивов тех противоречий, которые были характерны для переходного периода, о наблюдающихся тенденциях развития этих противоречий и о возможных способах их устранения. Сюжет и сценическое действие были разработаны в этих пьесах таким образом, что зритель имел возможность мысленно как бы перепроверять показываемые события. На материал пьесы накладывался индивидуальный опыт. В поведении «рвача»,
Передовика Бальке, как и в поведении его противников, проявляются вполне индивидуальные черты, но вместе с тем в них обнаруживается и типичный социальный опыт новейшей истории Германии. Бальке действует как революционер, но не только потому, что осознает необходимость преодоления трудностей начального этапа социалистического строительства, а и в силу конкретных материальных интересов. Различные виды отношения к работе обусловливают различные взаимоотношения людей, которые также необходимо понять и осознать; лишь в непосредственной социальной действительности возникают принцип нового коллективного труда и новые человеческие отношения.
Предельный лаконизм языка, остроумное построение сцен направлены на то, чтобы дать возможность почувствовать, как развиваются противоречия и как они переходят в иное качество в каждой из ситуаций. Индивидуализация персонажей достигалась точной мотивацией их поступков. Это требовало от зрителей довольно значительного интеллектуального напряжения.
По сравнению с драматургией Хайнера Мюллера учебная пьеса «Дознание» (1957) Гельмута Байерля в большей мере отвечала потребности в развлекательном искусстве, особенно за счет комических «эффектов очуждения». Пьеса «Дознание» задумана для самодеятельных театральных коллективов. В ней выясняется, почему один из крестьян, покинувший Германии, затем возвращается обратно и хочет все же вступить в сельскохозяйственный кооператив.
Крестьянин и председатель кооператива дважды разыгрывают перед общим собранием жителей деревни — причем меняясь ролями — сцену, в которой председатель пытается привлечь крестьянина в кооператив. Члены кооператива, участники и зрители театрального действия, поправляют или дополняют главных героев, разыгрывающих события пьесы. Речь идет об осознании того, что представляют собою социалистическая демократия и правильные взаимоотношения между рабочим классом и крестьянством.
Зрители вовлекаются в активное обсуждение этих проблем. Неантагонистическая природа конфликта позволяет людям разных взглядов прийти к общему решению.
Более широкие возможности профессиональной сцены — Байерль стал заведовать литературной частью театра «Берлинер ансамбль» — помогли ему использовать накопленный опыт для работы в крупных жанровых формах. Комедия Байерля «Фрау Флинц» явилась вершиной драматургии тех лет; кроме того, этой работой Байерль, по существу, уже вышел за рамки «дидактического театра».
Сюжет комедии возвращается к замыслу Брехта, воплотившемуся в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети». Фрау Флинц хочет оградить своих пятерых сыновей от активного участия в новой жизни, но терпит «поражение». Сыновья преодолевают устаревшую самоизолированность семьи от общества, навязанную им матерью, жизненный опыт которой не сулил ей от властей ничего хорошего, и тогда выясняется, что именно участие в новой жизни создает им условия для полного раскрытия своих способностей. «Бессознательная» революционерка, как говорит о ней ее друг и противник в спорах Вайлер, фрау Флинц вновь и вновь убеждается в том, что ее семейная «партизанщина» против новых властей оказывается либо смешной, либо приносит пользу, но тогда уж одновременно и ей и государству.
Как и Кураж, Флинц покоряется силе обстоятельств, но обстоятельства эти ныне таковы, что несут с собою именно то, чего не смогла добиться мамаша Кураж. Флинц не учится на «своих ошибках», она поначалу бессознательно содействует революционным преобразованиям, а затем и примыкает к революционному авангарду, ибо это отвечает ее прямым жизненным интересам. Пьеса, построенная в виде своеобразной хроники событий, является широкой панорамой современности, она не просто показывает действительность, а дает наглядное, диалектическое изображение наиболее существенных условий, противоречий, конфликтов периода перехода к социализму.
Впоследствии Байерль продолжил эту линию своей драматургии.