Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр



1. В Испании был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) и светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико → этот театр устойчив, сохранился во время Возрождения. Во время Возрождения театр развит только в Испании.

2. 2 начала в театре: средневековое народное и учено-гуманистическое (через Ит. из Античности, в особенности переводы Плавта и Теренция) → на этой основе новая драматическая система с преобладанием народного

– Хуан дель Энсина (XVI): небольшие несложные пьесы, реалистическая основа в изображении народа. Сентиментальная

манерность: неразделенная любовь → самоубийство. Нет личной трактовки образов и событий. – Бартоломе де Торрес Наарро: светские пьесы 2х типов: острокомические сценки (слуги, солдаты) и пьесы из дворянской жизни с любовной тематикой (ех: “Комедия об Именее”). Применял параллельную интригу господ и слуг (→Лопе).

По римскому образцу делит пьесы на 5 актов (хорнады). – Лопе де Руэда (1/2 XVI): вывел театр на площадь – играли в селах и в городах, в ярмарочных балаганах и во дворцах. Два рода пьес: большие разработанные комедии и маленькие комические пьески типа фарсов (“паос”). Образцы для

него: комедии Ариосто и образы из произведений Плавта.

Ех: пьеса “Оливки”. – Хуан де ла Куэва (2/2 XVI): в своей “Испанской поэтике” изложил принципы новой драматургии, он против античных сюжетов, единств места и времени, и за Исп. национальность. Сам это не всегда соблюдал. Но его заслуга – введение сюжетов нац. героических сказаний (ех: “Смерть короля дона Санчо”), недавних исторических событий (ех: “Осада и разграбление Рима”)

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635)

Все элементы творчества были подготовлены (см. выше), но Л. придал народному творчеству художественное выражение

1. род. в Мадриде, первонач-е образ-е в иезуитской коллегии, потом универ. С юности на службе у знатных лиц, рано стал общаться с актерскими труппами, для которых писал пьесы. Был солдатом, много раз женат, много любовниц, был сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Под конец из-за гибели сына и похищения дочери стал предаваться аскетическим упражнениям и мистике.

Крутые похороны, “100 поэтов написали ему на смерть стихи.

2. все жанры. Недраматические: поэмы, пасторали, эклоги, стихотворения, исторические сочинения. Драма: 1800 комедий (в то время – драма), 400 религиозных пьес, интермедии. Считался низшим видом литературы → дошли 400 пьес и 250 названий

– содержание: бытовое, историческое, легендарное, мифологическое, пасторальное – сюжеты: из испанских хроник и романсов, из ит. новеллистов (Боккаччо, Банделло), из библии, исторических сочинений, анекдотов → из всех слоев жизни. Любознательность – герои разных народов (даже о русском царе). “Новое искусство сочинять комедии в наши дни” (1609)- изложил теоретические взгляды на драматургию – стихотворное рассуждение. Подводит итоги творчества:

– цель – угождать зрителю

– не соблюдает античных норм, хотя признает превосходство античных авторов (Аристотеля), нужно соблюдать единство действия, но нарушать места и времени, т. к. нужно показать max.

– за сюжеты, в которых перемешано комическое и трагическое, так, как в жизни

– делит пьесы на акты (хорнады), 5 →3, придает большое значение построению, узлу интриги, стилю в написании ролей, эффектному окончанию сцен, метрическим размерам, объему (маленький, чтобы не надоесть), приемам (привлечь зрителя) → не столько борется с традициями, сколько развивает реально жизнеспособные

– от Цицерона представление о театре как о “зеркале жизни”

– ориентируется на народ → стремительность действия, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты

3. пьесы → 3 группы:

– героические – на сюжеты из нац. истории времен готских королей, борьбы с маврами, борьбы королей с непокорными феодалами, объединения Исп. монархии (“Фуэнте Овехуна”), открытия Америки. Патриотизм, идеализация старины, мощь Испании. – “плаща и шпаги” – по дворянскому костюму. Это бытовые комедии, “комедии нравов”. (“Собака на сене”, “Девушка с кувшином”). Здесь пьеса – “зеркало жизни”.

Показаны личные и семейные конфликты, порождаемые любовью → все на игре чувств. – Традиционные мотивы и условные приемы (ех: тайные свидания, серенады, дуэли). Параллельная интрига господ и слуг. – Пьесы оптимистичны и остроумны. – Движущая сила – случай, комизм – в результате недоразумений. – Много гротескных персонажей – о народе – мало, но выражают общественно-политические взгляды Лопе. По уму и нравственным качествам крестьянин = аристократу (ех: “Разумный в своем доме”).

Социальная проблематика.

4. “Фуэнте Овехуна” (=овечий ключ)

– проникнута революционным пафосом, герой не один персонаж, а народная масса – под влиянием насилия в крестьянской массе пробуждается общественное самосознание – понятие чести – внесословная категория, синонимом достоинства человеческой личности – политическая проблематика трактуется в исторической перспективе (брак Фердинанда с Изабеллой = присоединение королевства Арагона к Кастилии = объединение Испании)

5. техника театра:

– ½ XVI – подмостки из досок, в селе – на открытом воздухе, в городе – во дворах зданий – 2/2 XVI – спец. театральные здания (1е-1574). Занавеса нет, но костюмы роскошные придворный театр крут

Сложная структура спектакля – до и после – танцы, песни

6. последователи Лопе:

– Тирсо де Молина (кXVI – нXVII)- монах и историограф. Все, как у Лопе, только придумал жанр религиозно-философских драм. “Севильский озорник” – первая обработка легенды о Дон Жуане. Герой еще примитивен – покоряет не привлекательностью, а обманом или обещанием жениться. “Благочестивая Марта”. – Хуан Руис де Аларкон(кXVI – нXVII)-мало пьес, но тщательнее обработаны. “Ткач из Сеговии”, “Сомнительная правда”. – Гильен де Кастро (кXVI – нXVII) – часто брал сюжеты из народных романсов “Юность Сида”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр